Садко

Опера Садко краткое содержание

«Сюжетную завязку оперы составляет столкновение двух сил, двух слоев новгородского люда в сцене пира (первая картина). На одной стороне — богатые, чванные торговые гости и настоятели (старшина и воевода) новгородские; на другой — «голь кабацкая», «люди неимущие», и с ними — молодой гусляр Садко. Купцы предлагают гусляру спеть про «славу Новагорода», «про бессчетну нашу золоту казну». Но Садко поет о другом:

Кабы была у меня золота казна,
Кабы была дружинушка хоробрая,
Я не сидел бы сиднем в Новегороде,
Не стал бы жить по старине…

Садко укоряет купцов в косности: не хотят гости новгородские покинуть насиженные места и выехать в дальние страны. Настоятели и торговые гости негодуют на дерзкие слова Садко. Уже не первый раз на пирах-братчинах

Ведет речи те он негожие,
Голь кабацкую сомущаючи.

Надменные гости не хотят слушать Садко, не хотят следовать его советам. «Живет Новгород по-старинному», и не простому гусляру менять дедовские порядки.

А и где ж ему нас учить, корить,
А и где ж ему с нами ровней быть.

Садко видит, что напрасно он делился заветными думами с торговыми гостями. Теперь не будет петь он на пирах новгородских, а песни свои будет складывать для Ильмень-озера. «По старине живите, гости знатные», — с горькой насмешкой говорит Садко, покидая пир.
В дальнейшее развитие событий вмешиваются волшебные силы. Безлюдный берег у Ильмень-озера (вторая картина оперы). Садко жалуется на свою судьбу.

Слушай, ты, волна зыбучая!
Ты, раздольице широкое!
Про мою ли участь горькую,
Да про думушку заветную.

И как будто в самом деле услышало Ильмень-озеро жалобу Садко. Зашумели тростники, всколыхнулись воды озера. Садко видит плывущую стаю белых лебедей и серых утиц. Они оборачиваются красными девицами и выходят на берег. Это Волхова дочь Царя Морского, с сестрами и подружками. Давно уже влекли Волхову песни Садко, которые она слышала из глубин озера. Девушки расходятся по лесу. Садко остается с Волховой, плененный красотой царевны. После взаимного признания в любви Садко и Волхова расстаются. На прощанье Волхова оставляет гусляру волшебный подарок: если закинет Садко сети в Ильмень-озеро, поймает он трех рыбок золото перо.
В раздумье возвращается Садко домой, где всю ночь ждет его тоскующая жена Любава Буслаевна (третья картина оперы). Радостно встречает она Садко, но он отстраняет Любаву — молодой гусляр полон воспоминаний о минувшей ночи.
Сцена на пристани у Ильмень-озера (четвертая картина оперы) рисует уличную жизнь древнего Новгорода. Пестрая толпа наполняет площадь около пристани. Новгородский люд окружает чужеземных гостей, рассматривает привезенные им диковинные товары. Проходят калики перехожие, волхи (волхвы, кудесники), скоморохи. Появляются настоятели, приветствуя новгородцев. Настоятели думают все о том же: как усмирить Садко. Они рассчитывают на помощь волхвов, которые владеют тайными силами.
Но как будто появляется возможность и без помощи кудесников расправиться с дерзким гусляром. На площадь входит Садко, встреченный насмешливым хохотом. Садко не смущает эта встреча. «Знаю я чудо чудное, есть в Ильмень-озере рыба золото перо». Садко предлагает настоятелям биться об заклад: если не поймает он рыбок золото перо, — настоятели вольны снять с него голову; если выловят сети чудесных рыбок, — настоятели отдают ему лавки с красными товарами. Настоятели принимают вызов: никто не видел в Ильмень-озере золотых рыбок; проиграет заклад Садко — и не сносить ему головы. Садко закидывает сети. Рыбки пойманы — и настоятелям приходится лишиться лавок, превратиться в бедняков.
Садко великодушно возвращает лавки: он и без того богат — весь вытащенный им улов рыбы превратился на глазах толпы в золото. Садко снаряжает на это золото корабли с товарами и отправляется с дружиной (это и есть друзья Садко — «голь кабацкая») в дальние странствования. Прежде чем покинуть родной город, Садко просит иноземных гостей (Варяжского, Индийского, Веденецкого) рассказать о далеких странах, из которых они прибыли. […]
[Пятая картина.] После многолетних плаваний корабль Садко остановлен волшебной силой среди моря. Морской Царь требует жертвы. В море брошены бочки с серебром, золотом и скатным жемчугом. Корабль остается недвижимым. Видно, иная жертва нужна Царю Морскому. Придется одному из путников опуститься в глубь морскую. Дружина готовит жеребьи. Для Садко дружиной выбран особый жеребий — легкое хмелевое перо. С изумлением видит дружина, что все жеребьи плавают по поверхности воды, только хмелевое перо Садко потонуло, как камень. И дружине, и самому Садко понятно, кого избрал жертвой Царь Морской. Простившись с дружиной, Садко опускается с корабля и остается среди моря на дубовой доске; тотчас наполнились паруса, корабль Садко тронулся с места и скрылся в ночном сумраке.
[Шестая картина.]Садко опускается на дно морское. Сурово встречает его Царь Морской: двенадцать лет путешествовал Садко по морям и не платил ему дани. Волхова смягчает гнев отца. Царь Морокой просит Садко показать его искусство — спеть и сыграть на гуслях. Понравилось Царю Морскому пение Садко, и он решает выдать за новгородского гусляра свою младшую дочь. Царь Морской обводит Садко и Волхову вокруг куста. Начинаются пляски подводного царства. Садко поет величальную песню Царю и Царице. По просьбе Царя Морского Садко играет плясовую. Под звуки ее пляшет все подводное царство. От бешеной подводной пляски поднимается буря на поверхности моря — один за другим гибнут в бушующих волнах корабли. В разгар неистовой пляски появляется Старчище Могуч Богатырь. Ударом палицы он выбивает гусли из рук Садко — пляска мгновенно прекращается, море успокаивается. Царя Морского Старчище лишает власти над водной стихией, Садко и Волхове приказывает подняться на поверхность моря. Царевна прощается с отцом и матерью. Царство подводное просит Садко:

Сказ затейливый, песню звонкую
Ты сложи про нас, удалой гусляр.

Заключительная (седьмая) картина — на берегу Ильмень-озера. Склонившись над спящим Садко, Волхова поет ему прощальную колыбельную песню. По велению Старчища Могуч Богатыря дочь Царя Морского жертвует собой ради счастья Садко и его родного города: Волхова рассеивается утренним туманом и превращается в реку.
Садко, пробуждаясь, слышит голос Любавы. Чары подводного царства развеяны. Радостно встречает Садко жену. По реке бегут корабли Садко. Изумленные новгородцы приветствуют Садко и его дружину.»

Анатолий Соловцов
«Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова»

 

Опера Садко слушать онлайн избранные арии:

      Римский Корсаков Садко скачать бесплатно

info »

Г.Нэлепп, В.Давыдова, С.Красовский, Е.Шумская, М.Рейзен, И.Козловский, П.Лисициан, Е.Антонова; Н.Голованов: Хор и оркестр Большого Театра, rec. 1949, flac + track, 711.62Mb



Опера Садко смотреть онлайн

info »

1980
Продолжительность: 173:26

 

Режиссер: Борис Покровский
Композитор: Н. Римский-Корсаков
Хор и оркестр Большого театра, дир. Юрий Симонов

 

Исполнители:
Садко, гусляр и певец в Новгороде – Владимир Атлантов
Любава Буслаевна, молодая жена его – Ирина Архипова
Нежата, молодой гусляр из Киева-города – Нина Григорьева
Варяжский гость – Александр Огнивцев
Индийский гость – Лев Кузнецов
Веденецкий гость – Александр Ворошило
Океан-море, царь морской – Борис Морозов
Волхова, царевна прекрасная, его дочь – Тамара Милашкина

 

В кинозал

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика