Рязанцы. Часовня Стефана Пермского (

Рязанцы. Часовня Стефана Пермского ("Крест") на Поклонной Горе

В России началось безумие - сторонники скандальных феминисток пилят поклонные кресты. Знают ли они, что творят? О том, в чем подлинный смысл поклонного креста -- корреспондент НС Александр ЛАНИ.

Кому кланяются на Поклонной горе
Многие москвичи и гости столицы видели на Поклонной горе одиноко стоящий высокий деревянный крест. Именно здесь Наполеон ждал в 1812 году ключи от «поверженной» Москвы. Большинство опрошенных корреспондентом «НС» прохожих из тех, кто был в День города на Поклонной горе, связывают установку креста с памятью погибших в годы Великой Отечественной войны. Действительно, крест был поставлен в ночь на 22 июня 1991 года в память начала войны общиной расположенного неподалеку храма Живоначальной Троицы в Голенищеве. По мнению опрошенных, такой крест напоминает об исконной вере, многие считают крест духовным символом нации, памятником культуры. Поэтому две трети респондентов против установки крестов в местах автокатастроф родственниками погибших («иначе вся страна превратится в виртуальное кладбище»), а «за» только 20 процентов («это повышает бдительность водителей»). Но откуда пошла традиция установки больших крестов на открытых местах и связаны ли они как-то с крестами на кладбищах?

«Сим победиши»
Называть все отдельно стоящие кресты «поклонными» не совсем верно. Современные исследователи - ставрографы называют такие кресты монументальными. Внутри этой группы кресты различаются по своим функциям. При этом поклонным может стать и могильный, и миссионерский, и памятный, и другие кресты. Но об этом чуть позже.

Первые монументальные кресты появились в апостольские времена. Их водружали святые апостолы, возвещая жителям о начале в их землях христианской проповеди. В частности, Нестор-летописец в «Повести временных лет» упоминает о водружении крестов святым апостолом Андреем Первозванным на Киевских горах, а также на Валааме после свержения идолов Перуна и Велеса. Примером миссионерского креста вполне можно считать и крест святой равноапостольной Ольги, поставленный на берегу реки Великая вблизи Пскова, в месте, где святая княгиня и ее спутники увидели три небесных луча, сходящихся на земле. А также крест святителя Стефана Пермского на месте его первой проповеди пермякам.

Во времена гонений стремление христиан к исповеданию своей веры нашло выход в изображениях на надгробных памятниках и их форме. И если в центральной части Римской империи христиане не решались изображать крест на надгробиях (там могилы христиан узнают по рисунку рыбы, виноградной лозы, голубя с оливковой ветвью, монограмме имени Христа:


то на окраинах, где власти были менее бдительными (например, в Карфагене), археологи обнаружили фрагменты мраморных плит с изображением креста. Известно, что святитель Григорий Армянский, ставил кресты над могилами христианок-мучениц и учил новообращенных почитать эти памятные знаки.

В 312 году римский императора Константин Великий у Мульвиева моста вблизи Рима одержал победу над своим главным конкурентом за власть Максенцием. По преданию, накануне этой битвы Константину было видение креста и глас: «Сим победишь!». Император-победитель распорядился поставить на римской площади свою статую с высоким копьем, заканчивающимся крестом, с надписью: «Этим спасительным знаменем я спас город от ига тирана» (в 313 году Константин Великий совместно с восточным императором Лицинием эдиктом о веротерпимости отменил преследование христиан). Подражая императору, правители городов разрушили изображения местных богов, заменяя их крестом. Так, в Александрии в IV веке изображение Сераписа (египетского божества, чей культ был широко распространен в античном мире) на стенах, воротах, колоннах домов и площадях заменили крестом в знак падения язычества и утверждения христианства. Через два века по установленному на холме кресту можно было узнать о массовом поселении христиан. Так, в начале VI века в Аравии восставшие иудеи осадили город Награн и требовали от жителей под страхом смерти отречься от веры и уничтожить «стоящий на возвышенности крест». Христиан становилось все больше, и крестами начали отмечать те места на берегах рек и водоемов, где происходят массовые крещения. И даже когда крещальни перенесли в храмы, прежние кресты оставались и поддерживались как памятный знак.
Кресты в полях и у дорог часто напоминают и о заброшенных поселениях: благоговение требовало отметить крестом или даже часовней место покинутого кладбища или храма.

Знак благодарности или надежды
У жившего в XIX веке автора популярной статьи о придорожных крестах старосты одного из киевских храмов Ивана Малышевского есть версия, что в России возникновение крестов возле деревень и городов связано с татарским игом. Якобы наиболее смелые из жителей, укрывшихся в лесах от «хищных гостей», возвращались в разоренные жилища и ставили кресты на возвышенных местах в знак благодарности Богу. Одновременно кресты служили знаком и для остальных «беженцев», что беда миновала.

Крест у дороги

По мнению Светланы Гнутовой, кандидата искусствоведения, ведущего эксперта в области ставрографии, эту гипотезу еще нужно проверять. Но точно известно, что кресты возле сел и городов, а также на развилках дорог существовали еще до нашествия татар, в XI-XII веках. Правда, до нас дошли только те из них, что были высечены из камня. Наиболее известные -- поклонный Боголюбовский крест, по преданию, поставленный во времена святого Андрея Боголюбского (на отмели реки Нерли неподалеку от церкви Покрова на Нерли), Стерженский крест -- в истоках Волги, при ее впадении в озеро Стерж, и Лопастицкий крест, стоявший на берегу пролива, соединяющего озера Лопастицы и Витбино. Оба последних креста, установленные в XII веке, находились в нынешнем Пеновском районе Тверской области и освящали водные пути. По мнению историков, первый напоминал о тяжелых работах по углублению и расширению русла Волги, второй -- об искусственном канале от истоков реки Кудь к истокам реки Полы. Все эти кресты сейчас в музеях.

В 1694 году при паломничестве в Соловецкий монастырь в Унской губе на Белом море едва не погиб во время бури царь Петр I. В благодарность Богу за спасение монарх поставил на берегу бухты деревянный крест. Когда его перенесли в Пертоминский мужской монастырь (основание креста подгнивало, и он падал), то на этом месте крестьянин Петр Челищев установил еще один деревянный крест -- в память о первом кресте. Такая традиция поновления приходящих в негодность крестов была очень распространена (прежний крест переносился в храм), причем новый крест старались вырезать точно таким же.

«На Руси было много так называемых обетных крестов, -- рассказывает Светлана Гнутова. -- Например, во время эпидемии чумы, холеры или моровой язвы среди скота в надежде на избавление люди собирались на совместную молитву и давали обет Богу за одну ночь поставить крест или деревянный храм. Обратите внимание: не по окончании напасти, а именно во время нее. И болезни прекращались. Такие обетные кресты (а иногда и часовни) стояли при дорогах, на развилках, переправах, на месте слияния и истока рек, родников, одновременно обозначая узловые точки сухопутных и водных путей. Место для них выбирали самое заметное -- чтобы каждый идущий мимо почтил крест крестным знамением и молитвой. И то что с ранних веков до нас не дожили кресты деревянные, вовсе не значит, что их не было». Известно, что в холерном 1817-м было много крестных ходов по селам, и они, как правило, заканчивались водружением креста. В западных русских землях много крестов ставилось и в холерный 1831 год.

У поморских рыбаков и Соловецких монахов была традиция ставить обетный крест перед выходом в море, чтобы благополучно вернуться домой. А по счастливом возвращении они ставили уже благодарственные кресты. В северных краях кресты часто служили навигационными знаками (верхний конец наклонной перекладины указывал точно на север), сведения о них содержались в морских лоциях. Иногда попавшие в беду на дальних становищах ставили кресты, чтобы подать о себе весть проходящим мимо судам. Такие кресты стояли, например, на Новой Земле.

Были случаи, когда кресты ставились просто в опасных и гиблых местах. Иван Малышевский приводит факт, когда такой крест поставили «в одном из костромских лесов при дороге, на месте, где разбойники убили почтальона». Крест должен был обезопасить это место от «повторения на нем подобных несчастий».



В Литве, в городе Шауляй, есть Крестовая гора, на которой стоит около 3 тыс. обетных католических крестов. Ни о времени ее появления, ни о причинах возникновения нельзя ничего сказать с точностью. Некоторые исследователи считают, что до крещения Литвы, которое произошло только в XIV веке, на этом холме находилось языческое капище

Крест как призыв Иногда кресты ставили, чтобы было где молиться, пока не построен храм или часовня. Именно такие кресты и называют поклонными. Их высота была не менее четырех-пяти метров, и возле них служились молебны и другие службы. Поклонные кресты ставились и в местах разрушенных храмов -- там, где был престол и совершалась бескровная жертва (это место специально огораживалось как святое). Эту же традицию продолжают и современные миссионеры, посещающие далекие села на севере и северо-западе нашей страны. Вместе с местными жителями они устанавливают поклонный крест там, где когда-то был алтарь разрушенного храма. Если же храма не было, то крест ставится там, где стоял во время похода миссионерский храм-палатка и был престол. С этого момента такой поклонный крест становится местной святыней. В карельской деревне Шуньга некий предприниматель, проезжая мимо и увидев установленный миссионерами крест, выделил средства для постройки в этой деревне часовни.


В 2003 году в деревне Шолохово под Москвой около Музея танка Т-34 был установлен поклонный крест в честь конструкторов танка и всех его боевых экипажей. Около него служат молебны и панихиды


Сегодня поклонные кресты устанавливают еще и на местах, где пострадали новые мученики и исповедники российские. Такой 17-метровый деревянный крест, привезенный из Соловецкого монастыря, установили на Бутовском полигоне в память о массовых репрессиях 30-х годов (с августа 1937 года по 19 октября 1938 года там были расстреляны 20 765 человек). Крест резали около полугода, он, как и тот, на котором был распят Спаситель, состоит из трех пород дерева: кипариса, кедра и сосны. В основание положен камень с Соловков, так что крест символически соединил две русские голгофы: Бутовский полигон и Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). На самом кресте вырезаны молитвы, прославляющие подвиг новомучеников, пострадавших за веру. «Крест -- это призыв и напоминание нам всем, чтобы мы, наконец, проснулись и осмыслили, что с нами происходило тогда и что происходит сейчас, -- считает один из авторов . -- Сами подумайте, здесь только 900 священников было расстреляно. А сколько просто верующих, не отрекшихся от Бога? Этот крест -- дань нашего поколения тем, кто мученически за нас пострадал, чтобы мы сейчас могли жить и спокойно исповедовать свою веру. Напоминание, что это право оплачено кровью тех, кто лежит в этих рвах и других братских могилах по всей русской земле».


Поклонный крест соловецким узникам

При подготовке статьи использовались материалы книг:
Ставрографический сборник. Крест в православии / Под ред. Гнутовой С. В. -- М.: 2001. Т. 1
Святославский А. В., Трошин А. А. Крест в русской культуре: Очерк русской монументальной ставрографии. -- М.: 2005
Гнутова С. В. Крест в России. -- М.: 2004

Этот поклонный крест поставлен на краю парка на пересечении Олонецкого проезда и улицы Менжинского. Вроде дело благое, но в данном случае не все так просто. Началось с того, что на ул. Менжинского начали строить какой-то христианский центр (за крестом стеклянное здание). Не помню чей, но не православный.
  И тут возбудилась православная общественность и пошли митинги протеста, в смысле "не позволим". Съезжались какие-то экзальтированные люди, ряженные казаки и прочие "борцы за веру". Проходил мимо одного такого митинга и надо сказать, зрелище показалось довольно неприятным. Как раз один оратор кричал, что эти вот хотят устроить в Росии "хелувин". При этих словах, стоящий рядом со мной "казак" смущенно потупился.
  И в эти же времена появился крест, повидимому в пику "нехристям", чтоб глаза им колол. Обещали каждое воскресенье устраивать здесь молебен. И все бы ничего, если бы не приплели они к своим разборкам погибших воинов. Известная мудрость:"Париотизм - последнее прибежище негодяя". Потому что только негодяй привязывает любовь к Родине к своим делишкам, часто довольно паскудным. Настоящий патриот выражает свою любовь к Родине делами, а те трепанием языком на каждом углу.
  Еще Салтыков-Щедрин писал: "Если кто-то все время говорит об Отчизне, значит хочет что-то украсть". Правда, у нас сейчас скорее не украсть, а получить какую-нибудь преференцию, публичный "патриотизм" хорошо оплачивается.
  Классический пример: во время политических дискуссий, когда один из противников не может привести аргументов в свою пользу, вопрошает своего оппонента: "Почему вы так не любите русский народ?".

Но, вернемся к кресту. Протестовали, протестовали и победили. Вместо христианского центра в здании разместили какие-то конторы. О молебнах конечно забыли. А, зачем теперь они. Правда к кресту приносят цветочки, но не думаю, что это те кто протестовал.
  Между прочим, для того чтобы почтить память воинов, не обязательно было ставить крест. Менее чем в 150 метрах от него вход на Ватутинское кладбище и там большой мемориал павшим воинам.

Мемориальный комплекс героям ВОВ на Ватутинском кладбище


.  Здесь похоронены защитники Москвы, погибшие в результате боев за Столицу в 1941 г. Где-то неподалеку был госпиталь, куда доставляли раненых бойцов, а тех кого не удалось спасти, хоронили на этом кладбище. Впоследствии, на месте захоронения соорудили мемориал, как мне кажется, один из лучших - строгий, без помпезности.

.  Кстати, насчет креста. Судя по фамилиям на плите и обелисках, среди погибших были не только православные, но и мусульмане и иудеи. Да и большинство из них были атеистами - время было такое. Но православной общественности, до них нет дела, они свои делишки обделывают.

Предыдущий -- Следующий

Олонецкий парк - описание, фото

Загараем
Спортзона

Недалеко от Хотьково есть место связанное с именем Сергия, это Поклонная гора. Вы знаете из Его Жития о том случае, когда друг Сергия Стефан, епископ Пермский, ехал в Москву и, не имея времени навестить Сергия, остановился на возвышенности и, обратясь в сторону Сергиевой обители, проговорил: «Мир тебе, духовный брате!»

Преподобный Сергий сидел в это время с братией за трапезой, вдруг он встал из-за стола и, после краткой молитвы, сделал поклон со словами: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобой!»

Братия удивилась такому поведению наставника. Сергий же объяснил: «Епископ Стефан, на пути в Москву, остановился против нашего монастыря, и нас смиренных благословил» / 6, с.195/.

В память о том событии был поставлен крест, у которого получало благословение войско Минина и Пожарского, идущее на спасение Москвы. Затем построили часовню. В наше время ни того, ни другого нет. Несколько лет назад появился крест с надписью: «Молитвами Святителя Стефана Великого Пермского и Преподобного отца нашего Сергия Игумена Радонежского, Господи Иисусе Христе сыне Божий, помилуй нас грешных».

Источник: http://etikavomne.agni-age.net/biograph/4tenia14.htm



Часовня в селе Рязанцы (вторая половина XVII в.) отмечала собой почитаемое место на пути паломников в Троице-Сергиеву Лавру. Это старинное кирпичное небольшое сооружение было снесено в 1939 г. При часовне в конце XIX в. был построен дом училища для мальчиков (архитектор А. Латков). Перед часовней существовал св. колодезь преп. Сергия, а само это место находится в 3-х км от древнего Радонежа, родины святого. Легенда отмечает это место духовным свиданием св. Стефана Пермского и преп. Сергия. Здесь был поставлен поклонный крест, потом он был обстроен деревянной часовней, а в XVII в. часовня была построена в кирпиче и камне. Место стало называться у Креста, часовня Крест, Поклонная гора. Это Лаврское владение было после революции в 1920-е годы передано Московскому Геологоразведочному институту, от которого и поступило предложение воссоздать на старом основании почитаемую часовню. Для выполнения реконструкции были привлечены все изображения часовни до сноса, какие удалось найти, а также аналоги из русской архитектуры. Проект выполнялся под руководством заслуженного реставратора, профессора архитектуры И.Б. Пуришева.

Источник: http://www.artklimov.ru/view.php?id=582



В двух верстах к востоку от Воздвиженского по дороге к Лавре при д. Рязанцы до 1930-х гг. стояла каменная часовня "Крест" XVII в., построенная в память о чудесном событии, о котором рассказывает Житие преподобного Сергия Радонежского:

"Стефан, епископ Пермский, имел великую духовную любовь ко святому Сергию. Однажды ему пришлось ехать из Перми в Москву. Дорога отстояла от монастыря святого на несколько верст. И решил он, торопясь в дороге, навестить преподобного на обратном пути. Когда же чудный епископ Стефан находился против обители, он остановился и произнес "Достойно есть" и обычную молитву, поклонился святому Сергию в ту сторону, сказав: "Мир тебе, духовный брат! " Блаженный же тогда с братьями сидел за трапезой. Разумев все духом, что сделал Стефан, он встал и, помолившись, ответил: "Радуйся и ты, пастух Христова стада, и мир Божий да будет с тобою!" Братия же удивились поведением игумена, поняли некоторые из них, что имел он какое-то видение. По окончании трапезы начали ученики его спрашивать о случившемся. Он же все открыл им, говоря: "Встал я, когда епископ Стефан шел по дороге к городу Москве и напротив монастыря нашего поклонился святой Троице и нас, смиренных, благословил". Он указал и место, где это случилось. Троицкие иноки поспешили туда, желая узнать, так ли все произошло то, о чем им поведал Сергий. Догнали тех, кто шел с епископом. И они убедились, что поистине было так, как сказал святой. Они же удивлялись пророческому дару, которым был наделен их игумен".

До революции сюда совершался крестный ход из села, и Крест из часовни в праздник Воздвижения приносился в храм. В 1930-е гг. часовня была уничтожена. Место, где она стояла, относится к полигону Геологоразведочной академии. Сейчас у обочины дороги возвышается красивый крест, установленный 9 мая 1996 г. в память 600-летия со дня преставления святителя Стефана Пермского.

Издавна наш народ ставил поклонные кресты на перекрестках, на въездах в города и веси, на местах упраздненных храмов или на ратном поле, где полегли за Родину соотечественники. Восходящая, если верить летописям, к святой равноапостольной княгине Ольге традиция в прошлом веке по понятным причинам надолго прервалась. Но вот уже несколько десятков лет поклонные кресты снова воздвигают по всей Руси-матушке.

Наш город с учетом его территории, а также величины и плотности населения отнюдь не относится по распространенности этого важнейшего символа православной веры к числу лидеров. И все же любимые поклонные кресты у москвичей есть. В праздник Изнесения Честного и Животворящего Креста Господня напоминаем читателям о некоторых из них.

1. Крест на месте часовни Смоленской иконы Божией Матери в деревне Кузнецово (Одигитриевское благочиние Викариатства новых территорий )

Поклонный крест-заместитель высотой 4,5 метра водружен по инициативе местных жителей в день праздника иконы Божией Матери «Одигитрия» 10 августа 2006 года на месте разрушенной в советское время часовни. Ежегодно в этот день от него начинается крестный ход в Троице-Одигитриевскую Зосимову пустынь. В настоящий момент – высочайший поклонный крест на территории Москвы.

2. Крест на Поклонной горе. Парк Победы

Появился он в ознаменование 50-летней годовщины начала Великой Отечественной войны в ночь на 22 июня 1991 года по инициативе прихожан храма Троицы Живоначальной в Голенищеве. До сих пор трехметровый крест – самое высокое подобное сооружение в «Старой Москве»; кроме того, это самый возрастной из поклонных крестов города.

3. Крест-памятник в память о сотрудниках и выпускниках МИФИ, отдавших свои жизни на полях сражений, при создании ядерного щита нашей Родины и ликвидации последствий техногенных катастроф

Установлен на территории Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (Каширское ш., 31), освящен Святейшим Патриархом Кириллом 2 марта 2010г. во время визита в вуз.

4. Крест-монумент во имя преподобной Евфросинии Московской. Рождественский бульвар

Первый крест-памятник на общедоступной московской территории. Представляет собой 2,5-метровую гранитную конструкцию с небольшим изваянием небесной покровительницы нашего города (автор – петербургский скульптор, заслуженный художник РФ Альберт Чаркин), установленную по инициативе Межрегионального общественного фонда «Центр национальной славы» 2 декабря 2012 года и освященную архиепископом (ныне – митрополитом) Истринским Арсением, 1-м викарием Святейшего Патриарха по Москве.

Крест-монумент во имя преподобной Евфросинии Московской

5. Резной каменный крест-хачкар у алтарной стены Никольского храма в Зеленограде (Никольский пр., 1).

Установлен на Радоницу 2015г. в память о жертвах геноцида армян вековой давности.

Справка . Поклонные кресты: какими они бывают

Обетные (памятные или благодарственные) ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Известна, к примеру, часовня под Переславлем-Залесским, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в 1557 г. наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.

Придорожные, межевые . Устанавливались у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия. В наше время стало традицией освящать установкой креста опасные участки автотрасс. Такими крестами обычно отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйственных угодий. Придорожные кресты в русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались «голубцами».

Крест придорожный, межевой

Поминальные кресты не совпадают с местом захоронения христианина, а ставятся на месте его внезапной гибели, часто их можно видеть вдоль дорог. На поминальном кресте помещают имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест.

Приметные служат ориентиром для мореплавателей, поэтому достигают высоты 10-12 м. Были распространены в северной поморской культуре. Недавно приметный крест установлен на афонской вершине.

Кресты – заместители храма ставятся на месте сгоревшего или разрушенного храма или отмечают место, на котором закладывают камень в основание будущего храма. Известен т. н. Святославов крест, установленный при закладке Георгиевского собора в г. Юрьеве-Польском. Это Распятие с предстоящими – подлинный шедевр древнерусского искусства. Много таких крестов-заместителей появилось в эпоху возрождения Русского Православия после празднования 1000-летия христианства на Руси.

Подготовил Дмитрий АНОХИН

А что вы хотели, господа священники, хотели на девичьих плечах в рай прокатиться? Нет, ребята, вы хотели войны — вы ее и получили. И продолжаться она будет до тех пор, пока не останется ни одного креста или не останется ни одного политзаключенного — ваш выбор, мальчики!

Эта угроза была размещена в Facebook -аккаунте одного активного «белоленточника». То есть, для публичного прочтения и, видимо, поддержки.

Не знаю насчет поддержки, но с логикой тут явно не все в порядке. Получается, это священники ворвались в дом к стойким агностикам Толоконниковой, Самуцевич и Алехиной, прошли прямиком на кухню, невзирая на яростные возражения хозяев, и злостно отслужили молебен.

Не все в порядке и с оценкой последовавших за приговором событий. А именно, о спиливании поклонных крестов в Архангельской и Челябинской областях. Но об этом — подробнее.


Что такое поклонный крест?

Православные поклонные кресты чаще всего встречаются деревянные, реже — каменные или литые. Они могут украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным остается их православное содержание и ориентация на восток. В подножье креста обычно укладывали камни так, чтобы получилось небольшое возвышение, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Иисус Христос. Участники события укладывали несомую с собой от своего порога горсть земли под основание Креста. («Благовест»).

Иногда кресты ставили, чтобы людям было, где молиться, пока не построен храм или часовня — именно такие кресты и называют поклонными. Поклонные кресты также ставились и в местах разрушенных церквей. Особенно много их появилось после исчезновения СССР, поскольку при советской власти было разрушено особенно много храмов. Народ прекрасно помнил, где они находились.

В 1694 году при паломничестве в Соловецкий монастырь в Унской губе на Белом море едва не погиб во время бури царь Петр I. В благодарность Богу за спасение монарх поставил на берегу бухты деревянный крест. Когда его перенесли в Пертоминский мужской монастырь (основание креста подгнивало, и он падал), то на этом месте крестьянин Петр Челищев установил еще один деревянный крест — в память о первом кресте. Такая традиция поновления приходящих в негодность крестов была очень распространена (прежний крест переносился в храм), причем новый крест старались вырезать точно таким же. («Причал»).

У поморских рыбаков и Соловецких монахов была традиция ставить обетный крест перед выходом в море, чтобы благополучно вернуться домой. А по счастливом возвращении они ставили уже благодарственные кресты. В северных краях кресты часто служили навигационными знаками (верхний конец наклонной перекладины указывал точно на север), сведения о них содержались в морских лоциях. Иногда попавшие в беду на дальних становищах ставили кресты, чтобы подать о себе весть проходящим мимо судам. Такие кресты стояли, например, на Новой Земле.

Поклонные, маячные, кладбищенские, поминальные, благодарственные, памятные, охранительные… Ставились кресты по разным случаям: сошли моряки на берег живыми, одолел ребенок страшную болезнь… Самой распространенной формой обета было обещание пожертвовать «на крест» отрез материи или полотенце. Высокие, с двухэтажный дом, кресты Мезени и Поморья украшались фартуками, шелковыми платками, куклами, к ним клали деньги. К наиболее почитаемым крестам ездили за многие километры.

В Сибири поклонные кресты издавна ставили на вершинах гор. В Горной Шории был освящен поклонный крест на самой высокой точке горы Мустаг; в Томске на горе Каштак Крест установлен в память о погибших в годы сталинских репрессий; в Бийском районе Республики Хакасия — в память о казаках, защищавших южные рубежи Сибири. («Хандыга»).

Традиция установки поклонных крестов неразрывна с историей России. Они освящали близлежащую местность и служили особыми духовными ориентирами на просторах Отечества. Их устанавливали у въездов в села и города, на развилках дорог. Кресты в полях напоминали о заброшенных поселениях, бывших кладбищах и храмах. («Русская народная линия»)

В постсоветское время традиция ставить поклонные кресты возродилась.

В ночь на 22 июня 1991 года был поставлен крест в память о начале Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Крест связал поколения защитников России — именно здесь Наполеон ждал в 1812 году ключи от «поверженной» Москвы.

Сегодня поклонные кресты устанавливают еще и на местах, где пострадали новые мученики и исповедники российские. Такой 17-метровый деревянный крест, привезенный из Соловецкого монастыря, установили на Бутовском полигоне в память о массовых репрессиях 30-х годов (с августа 1937 года по 19 октября 1938 года там были расстреляны 20 765 человек). Крест резали около полугода, он, как и тот, на котором был распят Спаситель, состоит из трех пород дерева: кипариса, кедра и сосны. В основание положен камень с Соловков, так что крест символически соединил две русские голгофы: Бутовский полигон и Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). На самом кресте вырезаны молитвы, прославляющие подвиг новомучеников, пострадавших за веру. «Крест — это призыв и напоминание нам всем, чтобы мы наконец проснулись и осмыслили, что с нами происходило тогда и что происходит сейчас, — считает один из авторов Бутовского поклонного креста, руководитель кресторезной мастерской Соловецкого монастыря Георгий Кожокарь. — Сами подумайте, здесь только 900 священников было расстреляно. А сколько просто верующих, не отрекшихся от Бога? Этот крест — дань нашего поколения тем, кто мученически за нас пострадал, чтобы мы сейчас могли жить и спокойно исповедовать свою веру. Напоминание, что это право оплачено кровью тех, кто лежит в этих рвах и других братских могилах по всей русской земле». («Причал»).


Так кому же в действительности объявили войну «белоленточные» активисты — миллионам верующих людей и своим предкам или священникам? И какой поклонный крест будет следующим — Соловецкий или Бутовский?

Соловецкий поклонный крест (Архангельская обл.)

Установлен в память о жертвах сталинских репрессий. Кресты, которые на Русском Севере сохранились до нашего времени, в основном датируются XIX веком.

Бутовский поклонный крест под Москвой

Установлен в память о жертвах сталинских репрессий.

Поклонный крест в Челябинской области

Установлен в начале 2012 года на берегу озера Тургояк, на месте, где будет построена часовня в память всех погибших мореплавателей, альпинистов и путешественников

Труворов крест в Изборске (Псковская обл.)

Воздвигнут в память о Труворе, одном из братьев варягов, призванных на Русь. По мнению специалистов, относится к XIV-XV вв.

Стерженский крест у истока Волги, на озере Стерж

Надпись гласит: «В лето 6641 месяца июля 14 день почах рыти реку ею аз Иванко Павловиц и крест се поставих». Т.е., 1133 г., установил новгородский боярин Иван Павлович. В настоящее время находится в Тверском государственном краеведческом музее.

Поклонный крест в деревне Шолохово под Москвой

Установлен в 2003 году около Музея танка Т-34 в честь конструкторов танка и всех его боевых экипажей.

Поклонный крест на горе Крестовой близ Кандалакши

Установлен в 2006 году в память о преподобном Феодорите Кольском на месте креста, стоявшего здесь с XVI в. и разрушенного в годы советской власти.