Как устроен ад. Краткий путеводитель

Как устроен ад. Краткий путеводитель

древнегреческий ад

Альтернативные описания

. (Гадес) в греческой мифологии бог подземного царства, сын Кроноса и Реи, брат Деметры, Гестии, Геры, Посейдона и Зевса (мифическое)

. (Гадес) в греческой мифологии - подземный мир, куда душа попадает после смерти

В древнегреческой мифологии-бог подземного мира и царства мертвых

Владыка царства теней усопших в древнегреческой мифологии

Олимпийский бог, дядя Гермеса по отцовской линии

Подземное царство, куда спустился Орфей за Эвридикой (мифическое)

Самое экзотическое царство, в котором довелось выступать Орфею

Царство жмуриков у древних греков

Что за страну древние греки разместили прямо под собой

Бог-олимпиец

Первый сын Кроноса и Реи

Вход в него стережет Цербер

Имя этого древнегреческого бога в переводе скорее всего означает «невидимый», и в самом деле, редко кому из земных жителей удавалось увидеть его

От названия этого подземного царства произошло русское слово ад

Имя этого древнегреческого бога переводится как «невидный», «безвидный», «ужасный»

Муж Персефоны

Брат Зевса и Посейдона

Конечный пункт для душ древних греков

Преисподняя для греков

В греческой мифологии - сын титана Кроноса и Реи, бог подземного царства мертвых

Владыка царства теней усопших в греческой мифологии

Царство мертвых в древнегреческой мифологии

Царство мертвых (мифическое)

Плутон по-другому

Супруг Персефоны

Царство Плутона

Зевс Подземный у Гомера

То же, что Гадес

Кто похитил Персефону?

Царство мертвых

Греческая геенна

Объект охраны Цербера

Туда спускался Орфей

Бог подземного мира

Подземное царство

Бог подземного царства

Олимпийский бог

Царство теней

Бог Плутон иначе

Гадес, Плутон

Похититель Персефоны

Царство мертвых (миф.)

Плутон (миф.)

Бог с Олимпа

Орфей там искал Эвридику

Место протекания реки Стикс

Конечный пункт для душ эллинов

Греческий босс подземного мира

Там течет река Стикс

Царство мертвых в Элладе

Правитель Подземного царства

Античное царство теней

Греческий бог подземного мира

Враг Геркулеса

В греческой мифологии бог подземного мира и царства мёртвых

В древнегреческой мифологии бог подземного царства мертвых, брат Зевса

Царство мёртвых

Ад (Шеол) От греческого слова hades, которым в Библии переведено еврейское слово "шеол". По греческому словопроизводству, оно обозначает место, лишенное света, или нечто невидимое. Древние греческие писатели обозначали мир духов или царство, обиталище умерших, на

Источник: "Религиозный словарь"


Смотреть что такое "Ад (Шеол)" в других словарях:

    Шеол обитель мертвых в иудаизме. Православная энциклопедия (2000) отмечает, что библейские тексты Ветхого Завета рассматривают шеол как место обитания всех умерших независимо от их образа жизни на земле. «В шеол попадают не только… … Википедия

    В иудаизме царство мёртвых, загробный, нижний или низший мир, противополагаемый небу. Шеол представляется страшным чудовищем, проглатывающим мёртвых, сомкнув над ними свои гигантские челюсти; утроба шеола вечно ненасытима, а душа его расширяется… … Исторический словарь

    - (евр. Šeõl, возможно, «вопрошаемый», «неисследимый»; по гречески передаётся термином ó Αιδης и переводится как «преисподняя», «ад», иногда как «могила»), в иудаистической мифологии царство мёртвых, загробный, «нижний», или «низший», мир,… … Энциклопедия мифологии

    Еврейский подземный мир, царство мертвых. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 2 царство мертвых (2) шеоль (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Шеол - в иудаизме царство мёртвых, загробный, “нижний” или “низший” мир, противополагаемый небу. Шеол представляется страшным чудовищем, проглатывающим мёртвых, сомкнув над ними свои гигантские челюсти; утроба шеола вечно ненасытима … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Шеол - могила (иврит; Танах, Брейшит 37:35 (у христиан Ветхий Завет, Бытие 37:35), Псалом 18:6, 16:10, Исайя 28:15,18 и др.): распространенная трактовка шеола как ада позднейшая христианская разработка, понятие ада в Торе отсутствует: ஐ Но по… … Мир Лема - словарь и путеводитель

    шеол - (ад, преисподняя, гроб, могила) шеол слово на иврите с неопределенным значением А. Место, куда все идут после смерти: Ис 14:9 11 праведники: Быт 37:35; Пс 87:4 6 нечестивцы: Чис 16:30; Иез 32:21,27 Б. Описание место тьмы и тления: Иов 17:13 16… … Библия: Тематический словарь

    Шеол - (Быт. 37, 35. Числ. 16, 30. Втор. 32, 22. Исаии 14, 9. 15. Иез. 31, 16. Иов. 7, 9. Псал. 6, 6. и др.) – еврейское слово Шеол в русском переводе нигде не удержано. Оно соответствует греческому Ад (Άηδς) и латинскому Orcus и выражает разные… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Еврейское слово, в русском переводе Библии нигде не удержанное. Оно соответствует греческому ад (Άδης) и латинскому Orcus и выражает разные понятия, например гроб, могилу, жилище мертвых, состояние мертвых, царство мертвых и т. д … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (Евр.) Ад в еврейском Пантеоне; область неподвижности и бездействия, в отличие от Геенны (см.). Источник: Теософский словарь … Религиозные термины

Книги

  • Чернодырье , Никей МС Шеол , Николай Кокурин , Быть или не быть - что лучше? Небытие, из которого все вышли в Бытие, - это Рай, в который мы должны вернуться, или Ад, куда возвращаются только получившие «неуд» по поведению? Или же скорби… Категория: Фантастика и фэнтези
  • Чернодырье , Николай Кокурин , Быть или не быть - что лучше? Небытие, из которого все вышли в Бытие, - это Рай, в который мы должны вернуться, или Ад, куда возвращаются только получившие «неуд» по поведению? Или же… Категория: Гуманитарные науки Серия: Издатель:

Завершив земной путь и оставив мирские дела, странник оказывался на берегу реки Стикс, и молчаливый паромщик Харон за пару монет перевозил его на другой берег. Суждено ли страннику вечно скитаться по Асфоделовому лугу, лететь ли в бескрайнюю, окруженную огненной рекой бездну Тартара, вкушать ли благодати Элизиума – это определял суровый и мрачный правитель всего подземного царства, владыка мертвых, бог, чье имя старались не произносить на земле.

В мифах и легендах Древней Греции не существовало разделения на рай и ад. Было единое царство мертвых Аид, находившееся глубоко под землей. В него попадали души всех умерших. По преданиям вход в это царство находился у пещеры Элевсина, но попасть в него можно было и иными путями. Правил этим подземным царством бог Аид.

Врата Царства мертвых сторожил верный помощник Аида - многоглавый пес Цербер. Его хвост и грива состояли из змей. Всех, кто хотел войти, он пропускал, но выйти обратно уже не мог никто.

Уровни Аида

Согласно мифам у подземного царства было три уровня. Почти все души усопших попадали на Асфоделовый луг. Он начинался еще в преддверии Аида и простирался вдоль всего подземного царства. Испив из Леты и забыв о земной жизни, души безликой массой бесцельно скитались по усеянному цветами асфоделя лугу среди печальных, облетевших деревьев.

Души людей, проживших благочестивую жизнь, попадали в Элизиум – обитель блаженных. Здесь не было страданий, тягот и забот. В ранней греческой мифологии считалось, что Элизиум или Остров блаженных находится за опоясывающей землю рекой Океан. Но по мере расширения географических представлений о мире местоположение древнегреческого рая поменялось: теперь он находился под землей, был частью подземного царства.

Грешники же попадали на другой уровень Аида – в Тартар, глубочайшую пропасть, где были обречены на вечные страдания. Правда, такое понимание Тартара появилось только при Вергилии. В более ранний период Тартар считался мрачной бездной, находившейся гораздо ниже Аида. Туда никогда не проникал свет солнца. От поверхности земли он находился на таком же расстоянии, как земля от неба. Вечный мрак и вечный холод царили в этой бездне, где в бессрочном заключении томились низвергнутые титаны. Три слоя мрака и медная стена окружали Тартар. В этот период понятия Аида и Тартара в древнегреческой мифологии разделялись.

Но позже Тартар начинают описывать как отдаленное и самое мрачное место Аида, где отбывают наказание грешники. Только самые страшные преступники попадали в Тартар, где вечное одиночество, вечный ужас, мрак и абсолютный холод. Там не существовало времени, не было исхода.

Правитель царства мертвых

Бог Аид изображался в древнегреческой мифологии жестоким правителем мира мертвых. Непростой судьбой был наделен этот представитель пантеона. Его отец, Кронос, глотал всех своих новорожденных детей. Он боялся предсказания о том, что будет свергнут одним из них. Не миновала эта участь и Аида. Дети Кроноса были бессмертными богами, они продолжали жить и расти в чреве своего отца до тех пор, пока Зевс, избежавший судьбы своих братьев, не вернулся и не освободил их, положив конец правлению Кроноса.

При разделении наследства Аид, Зевс и Посейдон бросали жребий. И Аиду достался Подземный мир мертвых: место, вызывающее ужас у людей и отвращение у других богов. В представлениях древних греков Подземный мир был мрачными, сырыми пещерами, с большим количеством рек, постоянными туманами и запахом тлена.

Аид управлял своим царством и как правитель следил за порядком. Для этих целей у него были помощники: сторукие великаны Гекатонхейры, трехглавый пес Цербер и перевозчик душ усопших Харон. Последний переправлял мертвые души через оледеневший Стикс – реку из людских слез. За свою услугу он брал небольшую плату. Души, которые по каким-либо причинам не могли заплатить, оставались на берегу Стикса, обреченные на вечное скитание. Поэтому у древних греков существовала традиция класть монеты на глаза (иногда в рот) усопшего. Этот ритуал соблюдался со всей строгостью. Считалось, что души умерших, не сумевшие переправиться через Стикс, могут возвращаться к живым и вредить им.

Попытки обмануть смерть

Из всего пантеона греческих богов, Аид был наименее любим и почитаем: в его честь не строили храмов, его имя старались не упоминать. Он вызывал страх. Но чаще прочих богов, согласно легендам, смертные пытались обмануть Аида или договориться с ним: им хотелось избежать смерти, вырваться из мира мертвых.

Одним из таких людей был Сизиф. Он подговорил свою жену, не хоронить его тело. Душа Сизифа, попав в мир мертвых, упросила Персефону, жену Аида, отпустить ее, душу, обратно на землю, чтобы наказать свою «непутевую» жену за пренебрежение традициями. Когда Аид узнал об этом, он вернул Сизифа в мир мертвых. Наказание за обман было суровым: ежедневно Сизиф должен был катить в гору огромный камень, каждый вечер он в результате тяжелейшего труда поднимался с камнем на вершину, и в конце каждого дня молча наблюдал, как камень скатывается с горы обратно вниз. Наказание длилось вечно.

Другая известная история рассказывает о попытке забрать у смерти и вернуть свою любимую. Орфей, сладкоголосый музыкант, потерял свою возлюбленную Эвридику: ее укусила ядовитая змея. В отчаяние отправился он за ней в подземное царство мертвых. Его искусная игра и проникновенное пение о несчастной любви тронули всех обитателей этого мира. И даже жестокий Аид смягчился. Он разрешил Орфею забрать Эвридику из мира мертвых с одним условием: на протяжении всего пути из подземного мира Орфей не должен был оборачиваться. Орфей не выдержал испытания и в самом конце пути обернулся, чтобы проверить, идет ли Эвридика за ним. И потерял свою любимую навсегда.

У берегов Стикса оказываются все в конце своего пути: и богач, и бедняк. Воды Леты смоют воспоминания о прошлом. Ведь умереть – значит забыть. Живи достойно и, возможно, попадешь в Элизиум. Нет – будешь вечно скитаться. Но страшнее - вечный холод и вечное одиночество бездонного Тартара.

    Церковь явленной Богоматери

    В Святилище Геры можно приехать либо из Микен по новой национальной трассе, либо из Аргоса через Нео Ирео или Хоника. В центре поселка сохранился византийский храм, посвященный Успению Богородицы, построенный в 1144 г. Он считается одним из самых хорошо сохранившихся храмов эпохи династии Комнинов. Принадлежал он монастырскому комплексу, который находился на месте современного поселка

    А держит он путь в сияюшие блеском Афины (часть 2)

    С утра, покрутив карту, огородами иду на Керамик. По питерским меркам дома слишком высокие для обычной в Афинах ширины улиц, нас было б мрачновато, но тут солнце стоит высоко и тень - благо, температура уже с утра зашкаливает за +25. Когда подходишь к Керамику с востока современная (под «современная» в Афинах подразумевается, то что младше 2000 лет!-). На самом деле, у меня сложилось впечатление об огромной архитектурно-хронологической дыре между последними римскими постройками и застройкой 100..150-летней давности) застройка обрывается в том месте, где шла главная дорога в Город: по правую сторону продолжаются современные Афиниы, а слева за оградой между двух рядов пальм из выжженной солнцем травы приподнимаются остатки стен, а горизонт венчает Парфенон. Стоишь, смотришь, а за спиной едут машины, по другую сторону улицы - дом, жители которого, проснувшись и выглянув в окно, видят в паре сотен метров место, где стояла городская стена и Дипилон (Двойные Ворота) - главный вход в Город, а вдали надо всем этим стоит Акрополь.

    Галереи в Греции

    Подводный город Олус

    Тайны истории скрываются на нашей планете не только под толщей земли, но и под водой. Множество легенд о подводных городах и затонувших сокровищах заставляют загореться сердца тысяч туристов, мечтающих отправиться на поиски клада. Считается, что в результате движений земной коры время от времени целые континенты уходят под воду, до сих пор, например, ведутся поиски мифической Атлантиды. Но некоторые подводные руины найти не слишком сложно, и находятся они неподалеку от суши. Например, подводный город Олус в Греции.

    Асклепий

    Асклепий был для древних греков прежде всего богом-врачевателем, дающим людям облегчение и исцеление от страданий. Согласно наиболее распространенному сказанию, Асклепий родился от союза Аполлона с Коронидой, дочерью царя Фле-гия, из фессалийской области Лакерии.

Представления об Аде в разных верованиях

До исторический ад

Некоторые древние народы сжигали покойника: это верный признак того, что душа должна вознестись к своему новому обиталищу на небесах. Если его закапывали в землю, значит, она отправится в подземное царство. Если отправляли в последний путь на лодке, душа уплывает в страну за морем, у самого края Земли. У славян бытовали на этот счет самые разные мнения, но сходились все в одном: в загробный мир попадают души тех людей, которых ничто не удерживает возле прежних жилищ, и ведут они там примерно то же существование – собирают урожай, охотятся… Те же, кто из-за проклятия, или не исполненного обещания, или еще чего-то не могут оставить свои тела, остаются в нашем мире – то вселяясь в свои прежние оболочки, то принимая облик животных, явлений природы или просто призраков неудачи. Можно сказать, загробный мир таких душ – наш собственный мир, так что это не самый худший вариант посмертного существования.

Египетский ад

Куда страшнее все обернется, если вы попадете в загробный мир древних египтян, где царит Осирис. Во время своего земного воплощения он был убит и расчленен собственным братом Сетом. Это не могло не сказаться на характере владыки мертвых. Выглядит Осирис отталкивающе: он похож на мумию, сжимающую в руках знаки фараоновой власти. Сидя на троне, он председательствует на суде, который взвешивает поступки новоприбывших душ. Вводит их сюда бог жизни Хор. Крепче держитесь за его руку: сокологоловый Хор приходится подземному царю родным сыном, так что вполне может замолвить за вас словечко.

Зал судилища огромен – это весь небесный свод. Согласно указаниям Египетской книги мертвых, в нем следует соблюдать целый ряд правил. Подробно перечислите грехи, которые вы не успели совершить при жизни. После этого вам предложат оставить о себе память и помочь родственникам, изобразив на свитке папируса сцену суда. Если ваш художественный талант окажется на высоте, остаток вечности вы проведете здесь же, участвуя в делах Осириса и его многочисленной божественной родни. Остальных ждет жестокая казнь: их бросают на съедение Аммату, чудовищу с телом бегемота, лапами и гривой льва и крокодильей пастью. Впрочем, и счастливчики могут оказаться в его пасти: время от времени происходят «зачистки», при которых дела подопечных душ снова пересматриваются. И если родственники не снабдили соответствующими амулетами, вы наверняка будете съедены безжалостным монстром.

Древнегреческий ад - Тартар

(Tartaros, греч.). Место муки в подземном мире. У Гомера Тартаром называется место заключения титанов, отличное от ада. Позднее Тартар употреблялся для обозначения подземного мира вообще.

ТАРТАР , в греческой мифологии пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже аида. Тартар на столько отстоит от аида, на сколько земля от неба. Если бросить медную наковальню с неба на землю, то она долетела бы до земли за девять дней. Столько же потребовалось бы ей, чтобы долететь с земли до Тартар. В Тартаре залегают корни земли и моря, все концы и начала. Он огорожен медной стеной, и ночь окружает его в три ряда. Тартар - жилище Никты (богини Ночи). Великой бездны Тартара страшатся даже боги. В Тартар были низвергнуты титаны, побеждённые Зевсом. Там они томятся за медной дверью, которую стерегут сторукие. На Олимпе обитают боги нового поколения - дети свергнутых титанов; в Тартаре - боги прошлого поколения, отцы победителей. Тартар - это нижнее небо (в противоположность Олимпу - верхнему небу). В дальнейшем Тартар был переосмыслен как самое отдалённое место аида, где несут наказание святотатцы и дерзкие герои - Алоад, Пирифой, Иксион, Салмоней, Сизиф, Титий, Тантал. В «Теогонии» Гесиода Тартар персонифицирован. Он - в числе четырёх первопотенций (наряду с Хаосом, Геей и Эросом) . Гея порождает от Тартара чудовищного Тифона. Дочерью Тартара и Геи, по одному из мифов, была Эхидна.

Христианский ад

Согласно христианскому учению, после грехопадения прародителей в ад попадали души всех умерших, в том числе ветхозаветных праведников. Души праведного Симеона Богоприимца и обезглавленного царём Иродом Иоанна Крестителя проповедовали в аду скорое и всеобщее избавление. После своих страданий и смерти на кресте, Христос своей человеческой душой спустился в самые отдалённые глубины ада, разрушил ад и вывел из него души всех праведников в Царство Божие (рай), а также и те души грешников, которые приняли проповедь о пришедшем спасении. И теперь, души умерших святых (благочестивых христиан) попадают в рай.

Но часто своими грехами живущие люди отталкивают от себя Бога - сами создают в душе своей сущий ад, а после смерти, души уже не имеют возможности переменить своего состояния, которое будет и дальше прогрессировать в вечности. Посмертная и окончательная судьба душ умерших нехристиан неизвестна ныне живущим - она полностью зависит от воли Бога, если Он посчитает, что умерший жил по совести, и что его душа готова славить Христа, то она может быть принята в райские обители.

Спаситель подчёркивает, что определяющим критерием для Него будет наличие (у «агнцев») дел милосердия (помощь нуждающимся, к которым Он и Себя причисляет), - либо отсутствие этих дел (у «козлищ»)(Мф.25:31-46). Окончательное решение Бог вынесет на Страшном Суде, после которого в аду будут мучаться не только души грешников, но и их воскресшие материальные тела. Христос указывал, что наибольшие мучения в аду постигнут тех, кто знал Его заповеди, но не исполнял их, и тех, кто не прощал обиды на своих ближних. Самым тяжёлым мучением в аду будет не физическое, а моральное, голос совести, некое противоестественное состояние, когда греховная душа не может вынести присутствие Бога, но и без Бога ей совсем невыносимо. В аду также будут мучиться и демоны (падшие ангелы), которые после Страшного Суда ещё более будут связаны.

Католицизм и православие утверждают, что для того, чтобы после смерти душа попала не в ад, а в рай, нужно быть крещёным, придерживаться вероучения, причащаться Тела и Крови Христовых, соблюдать духовную чистоту и совершать богоугодные дела, живя на земле. Право определять, попадет ли душа человека в ад или рай в Христианстве принадлежит Богу.

Протестантизм утверждает, что для того, чтобы душа человека попала в рай, а не в ад, нужно быть возрождённым христианином. В неопротестантизме (баптизм, методизм, пятидесятничество, и др.) крещение не играет главной роли в спасении. В классическом протестантизме (лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.) имеет место тезис о необходимости крещения младенцев для того, чтобы те попали в рай после смерти.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Потому Он (Бог) и уготовал геенну (ад, как место пребывания для грешников), что Он - благ». Даже самые нестерпимые и ни с чем несравнимые вечные мучения грешников в аду - всё же лучше, чем небытие или же полное прекращение их существования. Согласно некоторым христианским апологетам, ад - есть зло, но Бог не может творить зло, однако при Своём творении (добра), оставляет возможность сотворенным Им разумным существам (ангелам и людям) самим «творить» как добро, так и зло. Зло, согласно их концепции, - всего лишь, либо извращённое добро, либо - отсутствие добра, то есть, - небытие, которое никогда не может быть полным и окончательным. Несмотря на то, что ад называется царством дьявола и ангелов его, вездесущий и всемогущий Бог непостижимо присутствует и в аду и мысленно управляет им

Ад в исламе

Согласно вероучению ислама, в Судный день все люди будут воскрешены, и над ними состоится суд, и люди разделятся на 2 группы - обитателей ада и обитателей рая. Ад в исламе - вечное пристанище неверных («кяфиров» - тех кто не последовал божественной религии) и творил ширк. Всевышний не простит никому только одного греха - многобожия («ширк» - арабск.), к ширку относится поклонение кому либо кроме Всевышнего Единого Бога («Аллаха» - арабск.), придание ему сотоварищей, уподобление кого-либо Аллаху и т. д. Все остальные грехи Всевышний простит или нет по Своей Мудрости и Милосердию. Ад в исламе называется Джаханнам (араб.).

В Аду имеется дерево, называемое «заккум»: «которое корнями в Ад уходит. Плоды его ветвей подобны дьявольским главам. И от него они едят, и наполняют им свои желудки» (Коран, 37:64-66). Обитатели Ада будут питаться этим деревом, пить кипяток: «И будут их поить зловонным кипятком, они будут хлебать его (глотками), но проглотить едва ли смогут» (Коран, 14:16-17), носить одежды из огня: «И для неверных из огня будут покроены одежды» (Коран, 22:19), по-всюду в аду будет огонь: «Пласты Огня над ними и под ними лягут»(Коран, 39:16), «В тени удушливого дыма, не освежающего и не благого»(Коран, 56:43-44). Также в Коране описывается, что все обитатели Ада будут испытывать вину, скорбь и печаль о том, что они прожили жизнь не поклоняясь Всевышнему. «Для них там - вопль и рев, и вечная обитель там, пока земля и небо длятся, если Господь твой только не захочет распорядиться по - другому,- ведь Твой Господь, поистине, Вершитель всего, что пожелает» (Коран, 11:106-107).

Ад в буддизме

В буддизме ады - место пребывания для существ, практикующих злобу и ненависть. Существует восемь адов (восемь холодных, восемь горячих), но есть ещё и дополнительные ады. Пребывание в аду длительно, но не бесконечно, после того, как последствия негативной кармы исчерпаются, существо умирает и снова рождается в более высоких мирах.

Ад в каббале

В Каббале «адом» называется осознание различия между человеком и Творцом - Высшей силой добра. Это крайняя степень осознания своего зла - мера того, насколько плохо мы себя чувствуем, внезапно обнаружив, что противоположны Ему по свойствам. Ощущение стыда, отдаленности, собственной ничтожности и низости так ужасно, что хуже этого ничего нет. Такое ощущение абсолютного стыда - это и есть ощущение «ада», которое просто испепеляет.

Ад в мормонизме

В откровениях Церкви Иисуса Христа Святых последних дней слово ад употребляется в двух значениях.
Во-первых , так называют духовную темницу - место в послеземном духовном мире, уготованное для тех, «кто умерли во грехах своих, без знания истины, или в согрешении, отвергнув Пророков» (Учение и Заветы 138:32). Это временное состояние, пребывая в котором духам будет дана возможность изучать Евангелие, покаяться и принять таинства спасения, совершаемые за них в храмах (Учение и Заветы 138:30-35).
Во-вторых , словом ад называют тьму внешнюю - место, где будут обитать сатана, его ангелы и сыны погибели (Учение и Заветы 29:36-38, 76:28-33).

Дантов ад

Пройдя сквозь лес, вы попадете в преддверие ада, в «таинственные сени». Это мрачное и тяжелое место, где заключены души тех, «что прожили, не зная ни славы, ни позора смертных дел». Таких оказывается довольно много. В единый гул сливаются «обрывки всех наречий», на которых стонут и голосят эти люди, всю жизнь бывшие ни горячими, ни холодными, но только теплыми. Эти ничтожные души терзают целые гои слепней и ос. Из ран, мешаясь со слезами, капает кровь, которую пожирают полчища червей. Здесь же заключены и ангелы, которые, не восстав против Господа, не приняли и сторону Вельзевула, предпочтя осторожный нейтралитет. С тех незапамятных времен их «печальную стаю» исторгли небеса, но и ад не принимает...

Ад на планетах

Венерианский ад

На Венере находится поистине библейский Ад. Облака из серной кислота, давление в 100 земных атмосфер и температура + 400 градусов. Это настоящее пекло!

Марсианский Ад

Причудливый горный рельеф Марса, тоже напоминает средневековые картины на преисподнюю.

Ад с научной точки зрения

Джек и Рекселл ван Имп, штат Мичиган, США пришли к выводу, что чёрные дыры удовлетворяют всем требованиям, чтобы быть местоположением ада. За это им была вручена Нобелевская премия 2001 года.

Раньше или позже это предстоит каждому. Смешно было бы думать, что после такой жизни мы сумеем каким-то способом просочиться сквозь райские врата или обмануть стерегущего их архангела. Стоит смириться с неизбежным: ждут нас не кущи и гурии, а мрачный ландшафт ада. И чтобы не растеряться за гробовой доской, стоит подготовиться к этому заранее. Тем более что авторитетных свидетельств о том, как ориентироваться в адской местности, можно найти целую кучу. Главное – без паники.

Где же он находится, загробный мир?

Некоторые древние народы сжигали покойника: это верный признак того, что душа должна вознестись к своему новому обиталищу на небесах. Если его закапывали в землю, значит, она отправится в подземное царство. Если отправляли в последний путь на лодке, она уплывает в страну за морем, у самого края Земли.

У славян бытовали на этот счет самые разные мнения, но сходились все в одном: в загробный мир попадают души тех людей, которых ничто не удерживает возле прежних жилищ, и ведут они там примерно то же существование – собирают урожай, охотятся…

Те же, кто из-за проклятия, или неисполненного обещания, или еще чего-то не могут оставить свои тела, остаются в нашем мире – то вселяясь в свои прежние оболочки, то принимая облик животных, явлений природы или просто призраков неудачи. Можно сказать, загробный мир таких душ – наш собственный мир, так что это не самый худший вариант посмертного существования.

Египетский ад

Куда страшнее все обернется, если вы попадете в загробный мир древних египтян, где царит Осирис.

Оси́рис - бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка. Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Изиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора.

Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума, деда Шу и отца Геба. Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой.

Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту - разрубленные Сетом) члены Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца.

В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.

Во время своего земного воплощения он был убит и расчленен собственным братом Сетом. Это не могло не сказаться на характере владыки мертвых. Выглядит Осирис отталкивающе: он похож на мумию, сжимающую в руках знаки фараоновой власти. Сидя на троне, он председательствует на суде, который взвешивает поступки новоприбывших душ. Вводит их сюда бог жизни Хор. Крепче держитесь за его руку: сокологоловый Хор приходится подземному царю родным сыном, так что вполне может замолвить за вас словечко.

Зал судилища огромен – это весь небесный свод.

«Книга мёртвых» в Древнем Египте - сборник религиозно-правовых норм, помещаемый в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести просветлённое бессмертие. Представляет собой ряд несвязанных между собой 186 глав, различного объема, начиная от длинных поэтических гимнов и кончая однострочными магическими формулами.

Согласно указаниям Египетской книги мертвых, в нем следует соблюдать целый ряд правил. Подробно перечислите грехи, которые вы не успели совершить при жизни. После этого вам предложат оставить о себе память и помочь родственникам, изобразив на свитке папируса сцену суда. Если ваш художественный талант окажется на высоте, остаток вечности вы проведете здесь же, участвуя в делах Осириса и его многочисленной божественной родни.

Остальных ждет жестокая казнь: их бросают на съедение Аммату, чудовищу с телом бегемота, лапами и гривой льва и крокодильей пастью. Впрочем, и счастливчики могут оказаться в его пасти: время от времени происходят «зачистки», при которых дела подопечных душ снова пересматриваются. И если родственники не снабдили соответствующими амулетами, вы наверняка будете съедены безжалостным монстром.

Греческий ад

Попасть в загробное царство греков еще проще: вас унесет сам бог смерти Танатос, который доставляет сюда все «свежие» души. Во время больших сражений и битв, где в одиночку ему, видимо, не справиться, Танатосу помогают крылатые Керры, переносящие павших в царство вечно мрачного Аида.

Та́натос, Та́нат, Фа́нат (греч. Θάνᾰτος, «смерть») - в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Никты, брат-близнец бога сна Гипноса. Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он - единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте. Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке.В древности существовало мнение, что лишь от него зависит смерть человека.

На дальнем западе, у края света, простирается безжизненная равнина, кое-где поросшая ивами и тополями с черной корой. За ней, на дне пропасти, открывается мутная трясина Ахерон. Она сливается с черными водами Стикса, девять раз опоясывающего мир мертвых и отделяющего его от мира живых. Даже боги остерегаются нарушать клятвы, данные именем Стикса: воды эти священны и безжалостны. Они вливаются в Коцит, реку плача, дающую начало Лете, реке забвения.

Пересечь русло Стикса вы сможете в лодке старика Харона.

Харо́н (греч. Χάρων - «яркий») в греческой мифологии - перевозчик душ умерших через реку Стикс (по другой версии - через Ахерон) в Аид (подземное царство мертвых). Изображался мрачным старцем в рубище. Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком). Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти.

За свой труд он берет с каждого по мелкой медной монете. Если же у вас нет денег, останется только ожидать конца времен у входа. Лодка Харона пересекает все девять потоков и высаживает пассажиров в обители мертвых. Здесь вас встретит огромный трехглавый пес Цербер, безопасный для входящих, но свирепый и безжалостный к тем, кто пытается вернуться в солнечный мир.

Це́рбер, Ке́рбер (от греч. Κέρβερος) - в греческой мифологии порождение Ехидны, имеющее вид трехглавого пса со змеиным хвостом, такое же жуткое, как и его мать. Цербер охранял выход из царства мертвых Аида, не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Однако, это удивительное по силе существо было побеждено Гераклом в одном из его подвигов.В средневековье Цербер стал демоном, охраняющим выход из преисподней.

На обширной равнине, под леденящим ветром, в числе прочих теней спокойно ожидайте своей очереди. Неровная дорога ведет к чертогу самого Аида, окруженному огненным потоком Флегетоном. Мост над ним упирается в ворота, стоящие на алмазных колоннах. За воротами – сделанный из бронзы огромный зал, где восседает сам Аид и его помощники, судьи Минос, Эак и Радамант. Между прочим, все трое когда-то были людьми из плоти и крови, как мы с вами. Они были справедливыми царями и правили своими народами так удачно, что после смерти Зевс сделал их судьями над всеми мертвыми.

С большой вероятностью справедливые судьи низвергнут вас еще ниже, в Тартар – царство боли и стонов, расположенное глубоко под дворцом. Здесь вам придется познакомиться с тремя сестрами-старухами, богинями мщения Эринниями, которых Аид поставил присматривать за грешниками. Вид их ужасен: синие губы, с которых капает ядовитая слюна; черные плащи, подобные крыльям летучих мышей.

Та́ртар (греч. Τάρταρος) - в древнегреческой мифологии - глубочайшая бездна, находящаяся под аидом, куда после титаномахии Зевс низвергнул Крона и титанов и где их стерегли сторукие исполины Гекатонхейры, дети Урана.Эта тёмная бездна, которая на столько же удалена от поверхности земли, на сколько от земли небо: по словам Гомера, медная наковальня летела бы от поверхности земли до Тартара в течение 9 дней. Тартар был окружён тройным слоем мрака и железною стеной с железными воротами, воздвигнутыми Посейдоном.Как персонификация этой бездны, Тартар был сыном Эфира и Геи; у Гесиода в «Теогонии» - сын Геи, отец не указан.В позднейшие времена значение Тартара изменилось: под ним стали подразумевать нижние пространства в царстве грешников.

С клубками змей в руках они носятся по подземелью, факелами освещая себе путь, и следят за тем, чтобы каждый полностью испил чашу положенной ему кары. Среди других «коренных жителей» Тартара – крадущая детей Ламия, трехглавая Геката, демон ночных кошмаров, пожиратель трупов Эврином. Здесь вы встретите и множество мифических личностей. Тиран Иксион навечно прикован к огненному колесу. Прикованного великана Тития, оскорбившего нежную Лето, клюют два грифа.

Богохульник Тантал по горло погружен в свежайшую чистую воду, но как только он, терзаемый жаждой, наклонится, она отступает от него. Убившие своих мужей Данаиды принуждены бесконечно наполнять дырявый сосуд. Изворотливый Сизиф, когда-то обманувший и духа смерти Танатоса, и несговорчивого Аида, и самого Зевса, катит в гору камень, который срывается всякий раз, как только приблизится к вершине.

Христианский ад

Образы христианского ада во многом вдохновлены древними греками. Именно у христиан география ада изучена наиболее детально. Добраться туда несколько сложнее. Уже в апокрифических книгах – тех, что не вошли в Священное Писание или были исключены из него позднее, - высказывались различные мнения о местоположении ада.

Так, самого дьявола «Книга Еноха» помещает в восточной безжизненной пустыне, где Рафаил «делает отверстие», в которое опускает его, связанного по рукам и ногам, и приваливает сверху камнем.

Однако согласно тому же апокрифу, душа направится в противоположную сторону, на запад, где будет «стенать» в углублениях высокого горного хребта. В конце VI века папа Григорий Великий, различая два ада – верхний и нижний.

Григо́рий I Вели́кий (лат. Gregorius PP. I) (ок. 540 - 12 марта 604) - папа римский с 3 сентября 590 по 12 марта 604.Григорий «был настолько сведущ в науке грамматики, диалектики и риторики, что считали, что во всём Риме не было равного ему человека»

Из бесчисленного разнообразия представлений о строении ада к достаточно устойчивым и общепринятым можно отнести идею двух адов: верхнего и нижнего.

Верхний ад здесь изображен как «нижняя часть этого мира, полная мук», «здесь неистовствуют безмерный жар, великий холод, голод, жажда, различные страдания телесные, такие как бичевания, и душевные, такие как ужас и робость...; нижний же ад - «духовное место» (locus spiritualis), где горит неугасимый огонь; его расположение внизу следует понимать метафорически: «о нем говорят, что он находится под землей, потому что, как тела грешников покрываются землей, так души грешников погребаются в аду»

В своей книге о природе ада вышедшей в 1714 году, английский оккультист Тобиас Суинден поместил ад на солнце. Свое предположение он мотивировал одновременно существовавшими тогда представлениями о нашем светиле как об огненном шаре и цитатой из Апокалипсиса («Четвертый Ангел вылил чашу свою на Солнце: и дано было ему жечь людей огнем»). А его современник и последователь Уильям Уистон объявлял адом все небесные кометы: попадая в околосолнечные раскаленные области, они поджаривают души, а отдаляясь – замораживают.

Впрочем, вряд ли вам стоит надеяться попасть на комету. Самое широкое признание получило представление о том, что ад расположен в центре Земли и имеет как минимум один выход на поверхность. Скорее всего, этот выход расположен на севере, хотя встречаются и другие мнения. Так, старинная поэма о странствиях ирландского святого Брендана повествует о его путешествии на крайний запад, где он и находит не только райские кущи, но и места мучений грешников.

И на небе, и под землей, и на самой земле помещен ад в апокрифическом «Хождении Богородицы по мукам». Книга эта изобилует подробнейшими описаниями наказаний. Попросив Бога разогнать полный мрак, окутывающий страдающих на западе, Мария видит, как раскаленная смола изливается на неверующих.

Здесь же в облаке огня мучаются те, кто «на рассвете в воскресенье спят как мертвые», а на раскаленных скамьях сидят те, кто при жизни не стоял в церкви. На юге в огненную реку погружены другие грешники: проклятые родителями – по пояс, блудники - по грудь, и по горло – «те, кто ел мясо человеческое», то есть изменники, бросившие детей на съедение зверям или предавшие братьев перед царем. Но глубже всех, до темени, погружены клятвопреступники.

Богоматерь видит здесь и другие наказания, причитающиеся любителям наживы (подвешиваются за ноги), сеятелям вражды и клхристианский адеветникам (подвешиваются за уши). В «левой части рая», в бушующих волнах кипящей смолы, терпят муки распявшие Христа иудеи.

В области предвечного хаоса располагает ад Джон Мильтон, автор поэмы «Потерянный рай». Согласно его концепции, Сатана был низвергнут еще до сотворения земли и неба, а значит и ад находится вне этих областей. Сам дьявол восседает в Пандемониуме, «блистательной столице», где принимает виднейших демонов и бесов.

Пандемониум – огромный замок с залами и портиками, выстроенный тем же зодчим, что и чертог Царя Небесного. Ангел-архитектор, примкнувший к воинству Сатаны, был изгнан с небес вместе с ним. Мириады духов мечутся по коридорам дворца, кишат в земле и воздухе. Их так много, что разместиться им позволяет только сатанинское колдовство.

Еще больше способен запутать средневековый христианский теолог Эмануэль Сведенборг.

Эммануил Сведенборг Великий шведский провидец и мистик. Он родился 29 января 1688 г., и был сыном дра Джаспера Сведберга, епископа Скары в Вестготланде; умер в Лондоне, на Грейт Бас Стрит, Клепкенвиль, 29 марта 1772 г.

Из всех мистиков, Сведенборг, несомненно, больше всех повлиял на «Теософию»; однако он оставил еще более глубокий след в официальной науке. Ибо если как астроном, математик, физиолог, натуралист и философ он не имел себе равных, то в психологии и метафизике он, несомненно, был позади своего времени.

Когда ему исполнилось 46 лет, он стал «теософом» и «провидцем»; но хотя его жизнь всегда была безупречной и почтенной он никогда не был истинным филантропом или подвижником. Его способности ясновидения, все же, были замечательными; однако не вышли за пределы этого плана материи; все, что сказано им о субъективных мирах и духовных существах, очевидно является больше плодом его буйной фантазии, нежели его духовного проникновения.

Он оставил множество трудов, которые ужасно неправильно поняты его последователями.

Он различал три разных ада, соответствующих трем уровням небес. И поскольку Бог владычествует надо всем, все три ада управляются им через специально делегированных ангелов. По его мнению, вообще не существует Сатаны как владыки царства зла. Дьявол в понимании Сведенборга – собирательное именование наиболее опасных «злых гениев»; Вельзевул объединяет духов, стремящихся к господству даже на небесах; Сатана же означает духов «не столь злых».

Все эти духи ужасны на вид и, подобно трупам, лишены жизни. Лица некоторых черны, у других огненны, у третьих «безобразны от прыщей, нарывов и язв; у весьма многих лица не видно, у других торчат только одни зубы». Сведенборг сформулировал мысль, что как небеса отображают одного человека, так и ад в совокупности – лишь отражение одного дьявола и может быть представлен именно в таком виде. Дьявольская пасть, ведущая в зловонную преисподнюю, – именно такой путь ждет грешников.

Не стоит чересчур доверяться мнению некоторых авторов, которые утверждают, будто вход в ад может быть и заперт. Христос в «Апокалипсисе» произносит: «имею ключи ада и смерти». Но Мильтон утверждает, что ключи от Геенны (видимо по поручению Иисуса) хранит страшная полуженщина-полузмея. На поверхности земли ворота могут выглядеть вполне безобидно, как яма или пещера, или же как жерло вулкана. Согласно Данте Алигьери, автору «Божественной комедии», написанной в начале XIV века, души могут попадать в ад, пройдя через густой и сумрачный лес.

Поэма эта – самый авторитетный источник об адском устройстве (подробнее см. в конце статьи). Структура преисподней описана во всей ее сложности. Ад «Божественной комедии» - это туловище Люцифера, внутри он имеет воронкообразную структуру. Начав путешествие по аду, Данте и его проводник Вергилий спускаются все глубже и глубже, никуда не сворачивая, и в итоге оказываются в том же месте, откуда вступили в него.

Странность этой адской геометрии заметил еще знаменитый русский математик, философ и теолог Павел Флоренский. Он весьма аргументировано доказал, что ад Данте основан на неевклидовой геометрии. Как и вся Вселенная в представлениях современной физики, ад в поэме имеет конечный объем, но не имеет границ, что было доказано (теоретически) швейцарцем Вейлем.

Мусульманский ад

Джаханнам (англ. Jahannam, араб. جهنم‎‎) - в мусульманской мифологии наиболее распространённое название ада.В Коране упоминается как место грядущего наказания грешников:
«Джаханнам - место им назначенное всем»

Согласно Корану, в Джаханнам попадут и люди, и джинны, одни из которых будут пребывать там вечно, другие - временно. Главные мучения, которые ожидают грешников в Джаханнаме,- от жгучего огня. Образ огня преобладает в отличающемся натуралистическими деталями кораническом описании Джаханнама.
«А те, которые несчастны,- в огне, для них там вопли и рёв»

«Поистине, тех, которые не верили в наши знамения, мы сожжём в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, мы заменим её другой кожей, чтобы они вкусили наказания»

Похожа на христианский ад и преисподняя, которая ожидает мусульман. Среди историй «Тысячи и одной ночи» рассказывается о семи ее кругах. Первый предназначен для правоверных, умерших неправой смертью, второй – для вероотступников, третий – для язычников. Джинны и потомки самого Иблиса населяют четвертый и пятый круги, христиане и иудеи – шестой. Самый внутренний, седьмой круг ждет лицемеров. Прежде чем попасть сюда, души ожидают великого Судного дня, который наступит в конце времен. Впрочем, им самим ожидание не кажется долгим.

Как и большинство других грешников, посетители исламского ада вечно поджариваются на огне, причем всякий раз, как кожа их обгорает, она вырастает заново. Здесь растет дерево Заккум, плоды которого, подобные головам дьявола, составляют пищу наказуемых. Не стоит пробовать местную кухню: эти плоды бурлят в животе, как расплавленная медь. Питающихся ими терзает непереносимая жажда, однако единственный способ утолить ее – пить кипяток такой зловонный, что им «растопляются внутренности и кожа». Словом, это очень, очень жаркое место. К тому же Аллах даже увеличивает тела кяфиров, усиливая их мучения.

Ад в буддизме

Ад в буддизме - нарака (नरक) - мир адских существ (нараков), которые подвержены тяжёлым мучениям вследствие своих кармических деяний (то есть деяний прошлой жизни). В отличии от христианского или мусульманского ада, мучения не вечные, и после довольно длительного срока искупления негативная карма очищается, и существа могут переродиться в высших мирах.

Обычно считается, что адские подземелья в этом мире расположены под континентом Джамбудвипа. При этом отмечается, что в неисчислимом количестве миров существует также неисчислимое количество адов.

По своей структуре ады напоминают глубокую усечённую пирамиду из восьми слоёв, нижние слои значительно больше верхних. Ады уходят глубоко под воду под континентом до самого дна. Самые страшные ады расположены внизу, самые лёгкие - сверху. На каждом уровне центральную часть занимает горячий ад, а по переферии расположен холодный ад. Таким образом имеется восемь горячих и восемь холодных адов.

Восемь холодных адов

1. Арбуда-нарака - ад волдырей. На тёмной промёрзшей долине окружённой холодными горами постоянно метель и снежная буря. Жители этого ада лишены одежды и одиноки, и от холода их тело покрывается волдырями. Время пребывания в этом аду - сколько займёт опустошить бочку зёрен кунжута, если раз в сто лет брать по одному зерну.
2. Нирарбуда-нарака - ад разбухающих волдырей. Этот ад ещё холоднее и волдыри разбухают и взрываются, оставляя тела покрытыми кровью и гноем.
3. Атата-нарака - ад, когда трясёт от холода. От тряски существа издают звук aṭ-aṭ-aṭ?.
4. Хахава-нарака - ад плача и стона. Когда жертва стонет от холода, издавая звуки ha, ho от боли.
5. Хухува-нарака - ад стучащих зубов. Страшный озноб и зубы стучат, издавая звук ху-ху.
6. Утпала-нарака - ад голубого лотоса, когда постоянный холод заставляет всю кожу посинеть подобно лилии.
7. Падма-нарака - лотосовый ад. Снежная пурга овевает замёрзшее тело, оставляя кровавые раны.
8. Махападма-нарака - великий лотосовый ад. Всё тело трескается от холода и внутренние органы от страшного мороза тоже растрескиваются.

Пребывание в каждом следующем из этих адов в 20 раз больше, чем в предыдущем.

Восемь горячих адов

1. Санджива-нарака - ад оживления. В этом аду земля состоит из раскалённого железа. Существа пребывают в этом аду в постоянном унижении и страхе. Как только жертвы начинают бояться, что другие на него нападут, другие существа возникают и начинают его атаковать железными копьями. Или же слуги Ямы появляются и нападают на жертв с колющим оружием. Они теряют сознание и испытывают предсмертные муки, но тут же восстанавливаются в сознании и их снова атакуют. На них могут также лить по каплям расплавленный металл, разрубают их на кусочки, они страдают также от раскалённого железа под ногами. Пребывание в этом аду занимает 162*1010 лет.

2. Каласутра-нарака - ад чёрных сечений. Помимо мучений в предыдущем аду, чёрные линии проводят вдоль тела, и слуги Ямы рассекают по этим сечениям жертвы зазубренными секирами и острыми топорами. Пребывание в этом аду занимает 1296*1010 лет.

3. Сангхата-нарака - сокрушающий ад. Этот ад расположен над раскалённым железом и окружён массивными скалами, которые сталкиваются и перемалывают существ в кровавое крошево. Когда скалы раздвигаются, жизнь восстанавливается и всё начинается сначала. Пребывание в этом аду занимает 10,368*1010 лет.

4. Раурава-нарака - ад воплей. Здесь под жертвами горит земля и они пытаются укрыться. Когда же они находят укрытие, они оказываются запертыми в нём и их поражает жар со всех сторон, и они орут от ужаса. Жизнь в этом аду занимает 82,944*1010 лет.

5. Махараурава-нарака - ад великих воплей. Подобно предыдущему, но связан с великими терзаниями. Жизнь в этом аду занимает 663,552*1010 лет.

6. Тапана-нарака - жаркий ад. Слуги Ямы тыкают жертвы раскалённым копьём, пока пламя не пойдёт изо рта и из носа. Жизнь в этом аду занимает 5,308,416*1010 лет.

7. Пратапана-нарака - ад великого жара. Мучения похожи на те, что в аду Тапана, но жертв вдобавок более жестоко колят трезубцем. Пребывание в этом аду занимает 42,467,328*1010 лет.

8. Авичи-нарака - самый глубокий ад, высота ада такая же, как все семь предыдущих адов вместе взятых. Пребывание в этом аду занимает 339,738,624*1010 лет, до конца антаракальпы. Поэтому этот ад называется «непрекращающейся наракой». Существа палятся на постоянном огне, это сопровождается страшными мучениями. В этот ад попадают те, кто «отсёк корни благого» - кто из-за приверженности к ложным воззрениям уничтожил в себе ростки не-алчности, не-вражды, не-невежества. В полемике с брахманизмом указывалось, что до такой степени могут опустится привержецы вед - брахманы, которые безнравственностью и неправедными законами поощряют преступность, алчность, злобу...

Описывают также и дополнительные ады и даже временно возникающие ады.

Ад в каббале

В Каббале «адом» называется осознание различия между человеком и Творцом, Высшей силой добра. Это мера того, насколько плохо мы себя чувствуем, внезапно обнаружив, что противоположны Ему. Ощущение стыда, отдаленности, собственной ничтожности и низменности так ужасно, что хуже этого ничего нет. Такой абсолютный стыд – это и есть ощущение «ада», которое просто испепеляет.

Дантов Ад полон тех же (или чуть внешне измененных) чудищ, какие пугали, терзали и мучили грешников языческого Аида. Уже у входа на христианских грешников набрасывается свирепый трехглавый Цербер. Дьяволов, чертей здесь нет – их злобные функции выполняют античные кентавры и иные мифологические чудища. Древнегреческое чудовище Герион, якобы некогда царившее на каком-то острове за Океаном и затем убитое Гераклом, – тоже тут.

Данте превратил его в отвратительное морское чудовище, которое обслуживает седьмой круг Ада. К тому, что уже было сказано на этот счет, можно добавить что свирепым стражем адского Стигийского болота выступает древнегреческий мифический персонаж – царь лапифов Флегий. В действие вводится греческая мифическая волшебница Эрихто.

Новоприбывших грешников в Аду судит и определяет норму наказания Минос – мифический царь древнего Крита. На страже четвертого круга Ада свирепым стражем поставлен древнегреческий бог Подземного царства – а потому и богатства – Плутос (Плутон) . В Аду казнится и мифический Ясон – за обман обольщенных им женщин. Тут же и распутница Фаида из комедии Теренция «Евнух».

Никакого противопоставления. Данте намеренно перемешал и соединил древнегреческую мифологию и древнеримскую литературу: вымысел есть вымысел. Все «начальство» дантовского Ада мифологично. Царит древнеэллинская мифология. Часть наказуемых – оттуда же. Подключение сюда «героинь» из римской литературы должно было помочь читателю ясно почувствовать всю несерьезность «потустороннего мира», начиная с древних его корней.

Но древний Аид – это не объект для посмеяния. Древнеэллинское наследие живо для Данте. И мифология для него жива. В Чистилище, в Раю Данте называет появившуюся радугу творением Ириды, посланницы Юноны. В Земном раю, встретив четырех нимф – »естественных добродетелей», Данте называет их богинями (dee) .

Примечательно, что в дантовом Раю прославление учений и деяний церковных святителей то и дело перемежается с примерами из библейской и церковной истории и мифологии со сходными моментами истории и мифологии античной.

Продолжая традицию средневековой церкви, но осторожно придавая ей скептический поворот, Данте в своем Аду расширяет и обновляет круг мучимых, и особенно круг мучителей, за счет персонажей античной истории, в частности мифологии.

Пройдя сквозь лес, вы попадете в преддверие ада, в «таинственные сени». Это мрачное и тяжелое место, где заключены души тех, «что прожили, не зная ни славы, ни позора смертных дел». Таких оказывается довольно много. В единый гул сливаются «обрывки всех наречий», на которых стонут и голосят эти люди, всю жизнь бывшие ни горячими, ни холодными, но только теплыми.

Эти ничтожные души терзают целые гои слепней и ос. Из ран, мешаясь со слезами, капает кровь, которую пожирают полчища червей. Здесь же заключены и ангелы, которые, не восстав против Господа, не приняли и сторону Вельзевула, предпочтя осторожный нейтралитет. С тех незапамятных времен их «печальную стаю» исторгли небеса, но и ад не принимает...

Перед входом - жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни зла, в том числе «ангелов дурная стая», которые были и не с дьяволом, и не с Богом.

1-й круг (Лимб). Некрещёные младенцы и добродетельные нехристиане.
2-й круг. Сладострастники (блудники и прелюбодеи).
3-й круг. Чревоугодники, обжоры и гурманы.
4-й круг. Скупцы и расточители (любовь к чрезмерным тратам).
5-й круг (Стигийское болото). Гневные и ленивые.
6-й круг. Еретики и лжеучители (адский город Дит).
7-й круг.

1-й пояс. Насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники).
2-й пояс. Насильники над собой (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты, то есть бессмысленные истребители своего имущества).
3-й пояс. Насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства (лихоимство).

8-й круг. Обманувшие недоверившихся. Состоит из десяти рвов (Злопазухи, или Злые Щели), которые отделены друг от друга валами (перекатами). По направлению к центру область Злых Щелей поката, так что каждый следующий ров и каждый следующий вал расположены несколько ниже предыдущих, и внешний, вогнутый откос каждого рва выше внутреннего, выгнутого откоса (Ад, XXIV, 37-40). Первый по счёту вал примыкает к круговой стене. В центре зияет глубина широкого и тёмного колодца, на дне которого лежит последний, девятый, круг Ада. От подножья каменных высот (ст. 16), то есть от круговой стены, к этому колодцу идут радиусами, подобно спицам колеса, каменные гребни, пересекая рвы и валы, причём над рвами они изгибаются в виде мостов, или сводов. В Злых Щелях караются обманщики, которые обманывали людей, не связанных с ними особыми узами доверия.

1-й ров. Сводники и обольстители.
2-й ров. Льстецы.
3-й ров. Святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями.
4-й ров. Прорицатели, гадатели, звездочёты, колдуньи.
5-й ров. Мздоимцы, взяточники.
6-й ров. Лицемеры.
7-й ров. Воры.
8-й ров. Лукавые советчики.
9-й ров. Зачинщики раздора.
10-й ров. Алхимики, лжесвидетели, фальшивомонетчики.
9-й круг. Обманувшие доверившихся. Ледяное озеро Коцит.

Пояс Каина. Предатели родных.
Пояс Антенора. Предатели родины и единомышленников.
Пояс Толомея. Предатели друзей и сотрапезников.
Пояс Джудекка. Предатели благодетелей, величества божеского и человеческого.
Посередине, в центре вселенной, вмёрзший в льдину (Люцифер) терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Брута и Кассия).

Выстраивая модель Ада, Данте следует за Аристотелем, который относит к 1-му разряду грехи невоздержанности, ко 2-му - грехи насилия, к 3-му - грехи обмана. У Данте 2-5-е круги для невоздержанных, 7-й круг для насильников, 8-9-е - для обманщиков. Таким образом, чем грех материальнее, тем он простительнее.

Виртуальный тур по аду Данте

Ад в «Розе Мира» Даниила Андреева

В космологической картине Даниила Андреева, изложенной в его книге «Роза Мира», под «адом» понимается Гашшарва - двумерный мир, где обитают демоны. Там же обитают некоторые люди, возжелавшие стать носителями темных миссий. Там они не страдают. Потому с традиционными христианскими представлениями об аде больше согласуются описания Андреевым «миров возмездия» Также в «Розе Мира» упоминается «лунный ад», восстанавлемый лунной демоницей Воглеа.

Ад в игре DOOM

В компьютерной игре id Software DOOM Ад предстает как параллельная реальность, в которую можно отправиться путём телепортации. Ад также «служит» некоей «пересадочной станцией» при телепортировании в обычной реальности.

Население Ада по духу похоже на голливудских инопланетян - они также преследуют цель полного уничтожения человечества, имеют облик гуманоидов и не говорят по-человечески (за исключением зомби). Но есть и отличия, в частности, обилие сатанистской символики, человеческой крови и красного цвета вообще, что все же делает обитателей Ада отличными от «инопланетян».

Собственно Ад - мир, похожий на наш, но с несколько измененными законами физики. Например, там возможна левитация, перемещения предметов и камней, также обильное количество телепортов. «Климат» отличается высокой температурой и обилием лавы.

Честно говоря, ни одна из описанных преисподних не вызывает у нас добрых чувств, особенно в сравнении с нашим тесным, но в целом уютным миром. Так что куда именно отправиться – решать вам. Конечно, дать полную справку об устройстве ада не представляется возможным. Однако надеемся, что наш беглый обзор поможет всем, оказавшимся там, быстро сориентироваться и приветствовать свою новую вечность словами Джона Мильтона:
«Привет тебе, зловещий мир! Привет, геенна запредельная!»