Другой теоретик и практик в области психологии деятельности - В.В. Давыдов - выделяет ряд общих закономерностей развития деятельности. Во-первых, существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности (например, игровой, учебной, трудовой и т.п.). Во-вторых, ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируются в мотивах, действие может стать операцией и наоборот). В-третьих, различные частные виды деятельности взаимосвязаны в едином потоке человеческой жизни (поэтому, например, подлинное понимание учебной деятельности предполагает раскрытие ее взаимосвязей с игрой и трудом, со спортом и общественно-организационными занятиями и т.д.). В-четвертых, каждый вид деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме, как система развернутых взаимоотношений между людьми; лишь на этой основе возникают внутренние формы деятельности отдельного человека. При целенаправленном и осознанном освоении любого вида деятельности следует учитывать именно эти основные психологические закономерности.
Далее понятие деятельности не остановило своего развития, а только захватывало новые области влияния. Например, А.Г. Асмолов предположил связь понятия установки, предложенного Узнадзе, со структурой деятельности, выделенной Леонтьевым. Асмолов пишет об иерархической уровневой природе установки как механизма, стабилизирующего процессы деятельности. В соответствии с основными структурными единицами, которые образуют психологическое строение деятельности, выделяются установки различных уровней и раскрываются их специфические особенности, а так же анализируются отношения между этими установками и их вклад в регуляцию деятельности.
Принцип развития предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант.
Развитие (в широк смысле) – изменение системы, сопровождающееся возникновением качественных новообразований.
Особенности процесса развития:
необратимость (возвращение системы на исходный уровень по всем показателям не возможно)
обязательно одновременно включает прогресс и регресс (прогрессивное развитие обязательно включает в себя элементы регрессии, т.к. выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие)
неравномерность развития (качественные скачки сменяются постепенным количественным накоплением)
зигзагообразность развития (развитие сопровождается временным ухудшением функционирования системы, т.к. когда формируется принципиально новые структуры, то на начальных этапах функционирования она работает хуже, чем старая.
иерархический принц развития (при появлении нового уровня функционирования, старый сохраняется в качестве одного из иерархических уровней новой системы (наглядно-действенное и наглядно-образное мышление остаются при появлении понятийного).
единство тенденции к качественному изменению и тенденции к устойчивости (успешное развитие не возможно без сохранения достигнутого).
Существует единство онтогенетических, филогенетических и социально-исторических детерминант развития и проявления психики.
Данный принцип ориентирует психологов на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений. Любое явление, рассматриваемое психологом, может получить адекватное объяснение, если оно становится предметом изучения в его развитии. Применительно к личности, важнейшим фактором ее развития является историогенез, то есть освоение культуры как важнейшей стороны накопленного человечеством социального опыта. Биологическое в развивающейся личности выступает в превращенной форме как социальное.
Развитие психики в филогенезе. Проблема развития психики представляла собой краеугольный камень всей психологии первой трети XX столетия. И.М.Сеченов наметил задачу исторически проследить развитие психических процессов в эволюции всего животного мира. Исходя из того, что в процессе познания следует восходить от простого к сложному или, что то же, объяснять сложное более простым, но никак не наоборот, Сеченов считал, что исходным материалом для разработки психических фактов должны служить простейшие психические проявления у животных, а не у человека.
Роль наследственности и среды в психическом развитии.
Вопрос о том, что больше определяет развитее человека наследственность или социум рассматривался на протяжении все психологической науки. И на него множество раз отвечали и делали разные выводы.
1 главное наследственность;
2 главное социум;
3 и то и другое играет существенную роль.
Социально-психологическая концепция развития личности А.В.Петровским и в 1984 году была предложена психологическая концепция развития личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии личности как системы выражает относительную устойчивость ее переходов от одной фазы к другой в данной для нее референтной общности.
1. Принц развития связан с принятием генетической точки зрения на предмет изучения. В психологии это представления о фило-, онто- и актуалогенезе.
2. Принц развития связан с существованием психического только в его процессуальном развитии.
3. Генетический путь изучения феноменов связан:
б) с методологией построения исследования;
в) как методологическая опора в рамках люб теории, где обсуждаются движущие силы развития и факторы на него влияющие (у нас – ведущая деятельность и новообразования, в зарубежной психологии - «конечная», причину; Пиаже – стадия операционального интеллекта).
Принц развития реализуется также в исследовании психики взрослого человека – на уровне микрогенетического анализа, как актуальный генез психических процессов
4. не всякое временное развертывание процесса предполагает его развитие. Переструктурирование психологических систем – важный критерий развития.
5. Проблемы связанные с пониманием принципа развития:
Роль наследственности и среды;
Периодизации развития;
Модели развития личности;
Смена одних законов и факторов детерминации развития другими (АН Леонтьев: законы биологической эволюции сменяются в филогенезе законами общественно-историческими, и развитие психики в онтогенезе строится на основе присвоения человеком общественно-исторического опыта).
6. Л.И. Божоович: связь принципов активности, развития и системности (в процессе развития происходит качественные преобразования личности ребенка, причем оно происходит на основе его собственной активной деятельности и его собственного активного отношения к среде). Процесс самодвижения – понятие, которое объединяет принципы активности и развития. Появляется новое понимание детерминации как самодетерминации.
7. Сложность понимания принципа развития связано с тем, что оно одновременно выступает – как предмет изучения, как базов категория, как объяснительный принцип.
Любая психологическая теория подразумевает изменчивость психической реальности человека на протяжении жизни. Однако развитие при этом может пониматься по-разному. Как показывает анализ теорий психического развития в онтогенезе, под развитием понимаются два качественно различных процесса - рост и собственно развитие.
Главная характеристика роста , по словам Л. Ф. Обуховой, - это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входящих в нее отдельных элементов без существенных изменений в структуре отдельных процессов.
Представления о развитии как росте характерны для нормативного подхода в психологии развития (А. Гезелл), бихевиоризма (классический бихевиоризм, теория оперантного обусловливания Б. Скиннера, теории социального научения), классического психоанализа (представление о развитии в послеэдипов период как процессе без качественных изменений личностной организации). Представители этих подходов сосредоточивали в своих исследованиях внимание на тех процессах, где за количественными изменениями не столь очевидны качественные преобразования. Такому пониманию развития, возможно, способствовали и выбранные ими методы исследования (например, тесты интеллекта, дающие прежде всего количественные показатели).
Развитие характеризуется прежде всего качественными преобразованиями, ломкой старых форм психической организации и появлением на их месте новых. «X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития, - пишет Л. Ф. Обухова, - наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития».
Одной из важнейших методологических проблем, возникающих в связи с принципом развития, является четкое разделение его параметров - формы, хода, специфики, условий, источников и движущих сил.
Анализ литературы по психологии развития, где эти понятия не всегда четко определены, позволяет выявить их значение и дать необходимые определения.
Формой развития называют наиболее общее представление о сущности процесса развития. Развитие понимается либо как приспособление индивида к существующим условиям, либо как присвоение - перенесение из внешнего плана во внутренний культурно-исторических средств (орудий, знаков, символов и др.) или вра-щивание их во внутренний план человека. Существенно, что, по выражению В. П. Зинченко, вращивание означает и выращивание внутреннего плана.
Ходом развития называют обобщенные представления о векторе процесса развития - от индивидуального к социальному или наоборот. Примером первого могут служить классический психоанализ и теория А. Фрейд, где развитие понимается как процесс адаптации самобытно-асоциального индивида к условиям социума. Примером второго вида представлений о ходе развития является культурно-историческая теория Л. С. Выготского.
Спецификой развития называют представления о том, действию каких законов подчинено развитие - биологических или общественно-исторических.
Условиями развития называют его непременные атрибуты, без которых оно невозможно. Для многих зарубежных исследователей это наследственность и среда. В традиции культурно-исторической психологии условиями развития называют морфофизиологические особенности субстрата психических процессов, т. е. мозга, и общение человека с другими людьми. Они выполняют, по выражению В. П. Зинченко, роль медиаторов, т. е. посредников между индивидом и культурой.
Источниками развития называют те условия, которые относятся к психической реальности человека и среди других условий развития играют наиболее важную роль. Другими словами, источники - то, откуда человек берет ресурсы для построения своего интрапсихического плана. «Источники в природе индивида» означает разное их понимание, в зависимости от концепции психического развития. Это могут быть первичные инстинкты (влечения, драйвы) в психоанализе или тенденция к поддержанию гомеостаза в основе развития познания (Ж. Пиаже). Как отмечает Л. Ф. Обухова, «по К. Марксу (Л. С. Выготский разделял эти его идеи), "присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно развитию определенной совокупности способностей у самих индивидов". В этом смысле человек есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые развились в результате развития всего человечества.
Движущей силой (движущими причинами, по А. В. Запорожцу) названы те процессы, в ходе которых появляются все новообразования и происходят наиболее существенные изменения в онтогенезе. Это развертывание в онтогенгезе того, что является запрограммированным в силу самой природы (Ст. Холл, К. Бюлер), конвергенция двух факторов - биологического и социального (В. Штерн и другие представители теорий конвергенции). Оба этих представления о движущих силах неоднократно критиковались в отечественной психологии: первое - за явное биологизаторство и отрицание специфики онтогенеза человека, второе - за метафизический характер представлений о конвергенции двух факторов. В отечественной психологии движущей силой психического развития признавалось либо обучение (Л. С. Выготский), либо активность человека в различных трактовках - ведущая деятельность (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн), общение как ведущая деятельность любого возраста (М. И, Лисина, Г, А. Цукерман), свободное действие (В. П. Зинченко), надситуативная активность человека (В. А. Петровский).
Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.
Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.
Закон развития высших психических функций: высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Данный принцип, в том числе и законы развития, сформулированные Л. С. Выготским, был взят в отечественной психологии за основу. Самая известная и наиболее распространенная версия принципа развития в отечественной психологии - деятельностные концепции развития (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн и др.). Одна из наиболее современных теорий развития в отечественной психологии сформулирована В. П. Зинченко как представления о духовной вертикали развития.
За основу взяты ключевые понятия функциональных органов (А. А. Ухтомский и др.) и медиаторов как посредников в развитии, которыми являются знак, слово, символ, миф, смысл, лик (герой в положительном смысле) и Духочеловек (Богочеловек в религиозной философии).
Сложность понимания исходного узла теоретической схемы в том, что, в зависимости от уровня развития, один и тот же функциональный орган может быть как целью, так и средством развития. Сам процесс развития понимается как «развязывание узлов», т. е. такое разрешение задач, связанных с духовным ростом человека, которое приводит не просто к возникновению новых функциональных органов, но к переходу на новый уровень вертикали духовного развития.
Предложенная теоретическая схема представляет большой интерес по многим причинам. Прежде всего, в ней отражены такие высокие уровни развития человеческой духовности, которые являются для многих людей скорее идеалом и труднодостижимы, хотя и в принципе реальны. В. П. Зинченко, на наш взгляд, удалось совместить достоинства и возможности культурно-исторической теории Л. С. Выготского и теорий развития в гуманистической психологии. Данная теоретическая схема позволяет преодолеть недостаток, свойственный многим теориям развития, а именно представление о развитии как росте. Этот недостаток, например, свойствен теории личности К. Роджерса. Существенно, что представленная здесь теория позволяет описать не только позитивный, но и негативный вариант развития. Дальнейшие перспективы теории связаны с изучением функциональных органов, условий восхождения по ступеням духовной вертикали и т. д..
Для построения концептуальных основ психологии развития необходимо специально сделать ряд разъясняющих методологических фиксаций самой категории «развитие». Категория «развитие» объемлет, по крайней мере, три не сводимых друг к другу смысла.
1. Развитие — это объективный факт, реальный процесс в ряду других жизненных процессов. Развитие в этом смысле предстает как естественно осуществляющийся процесс качественных изменений объективной реальности.
2. Развитие — это объяснительный принцип многих явлений объективной реальности, в том числе — человеческой. Категория развития используется для объяснения кардинальных сдвигов, происходящих в человеческом мире.
3. Развитие — это цель и ценность европейской культуры, которые с разной степенью отчетливости вошли в категориальный строй наук о человеке. В современном человекознании утвердилось положение, что развиваться — это хорошо.
Именно эту тройственную интерпретацию категории развития необходимо удерживать при построении и анализе психологии развития человека. Каждый из выделенных смыслов понятия развития подчеркивает его специфическую функцию в жизнедеятельности человека. В данном разделе речь идет преимущественно об объяснительных возможностях принципа развития в психологии: зафиксируем его основные положения.
В первую очередь важно отличить понятие «развитие» от близких к нему по значению понятий и терминов, таких, как «происхождение», «изменение», «созревание» и др. Например, необходимо жестко разграничить понятие «развитие» (genes) и понятие «происхождение» (gonos). Развивается то, что есть; то, чего нет, — то происходит (может происходить). Всякое развитие — это проблема, суть которой в простом: если нечто есть и развивается, то необходимо показать, как возможно это развитие.
Происхождение — это тайна, которая может открыться и к которой можно приобщиться. Возможно, конечно, строить вероятностные гипотезы о происхождении чего-либо — мира, жизни, человека — чем наука по преимуществу и занимается; однако необходимо помнить, что сколь угодно высокая вероятность происхождения чего-либо не есть объяснение самого этого происхождения.
Необходимо различать также процессы функционирования и развития. Функционирование есть пребывание в активном состоянии одного и того же уровня (или типа), связанное лишь с текущим изменением элементов, функций и связей в какой-либо функционирующей системе. Простое функционирование осуществляется как перераспределение элементов, их связей, не приводящее к преобразованию системы и появлению ее нового качества. Развитие же означает возникновение принципиально новых образований и переход системы на новый уровень функционирования.
Настоящий коллективный труд «Принцип развития в современной психологии» посвящен анализу методологических, теоретических и эмпирических аспектов разработки и актуализации данного принципа на современном этапе. Принцип развития в психологии – это фундаментальный, ядерный и, как указывает Л. И. Анцыферова, старейший принцип ее методологии. В 1978 г. под ее редакцией был опубликован коллективный труд «Принцип развития в психологии». С момента выхода данной работы прошло 38 лет. Спустя почти четыре десятилетия Институт психологии РАН специально обратился к научной рефлексии и систематизации исследований данной проблемы, представляя картину разработки принципа развития на современном этапе научного психологического знания.
Прежде всего хотелось бы кратко напомнить, какие методологические вопросы обсуждались и решались 38 лет тому назад. В своей прекрасной обобщающей статье «Методологические проблемы психологии развития» Л. И. Анцыферова провела глубокий анализ обсуждаемых проблем и предлагаемых решений. Книга состояла из статей 15 авторов, но каких! Только после стольких лет становится ясной истинна я ценность этих ученых и их работ. Это – Л. И. Анцыферова, В. Г. Асеев, Я. А. Пономарев, А. В. Брушлинский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, В. В. Давыдов, К. Э. Фабри, Н. С. Лейтес, И. И. Чеснокова, Т. И. Артемьева, Н. А. Логинова, П. Тульвисте, Г.-Д. Шмидт, Г. Томэ. Большинство работ данного издания часто цитируются и сегодня. В чем секрет такой большой популярности этой книги, ее востребованности и в современной психологии? Не только в известности и научном авторитете авторов, но и в представленном в ней глубоком содержательном анализе и разработке принципа развития. Напомним, какие проблемы рассматривались в данном издании, а затем сравним их решения с современными решениями.
Проблема взаимообогащения методологических принципов
Л. И. Анцыферова пишет: «Взаимное обогащение на новом методологическом уровне принципа развития и системного подхода особенно необходимо в области психологии, имеющей дело с психической организацией жизнедеятельности человека, – с системным объектом высочайшей степени сложности и пластичности, находящимся в постоянном становлении и преобразовании» (Анцыферова, 1978, с. 5). Далее она отмечает, что в психологии развития все более используются различные «системные» понятия: иерархия, уровни, саморегуляция, структура, организация, интеграция, а само развитие начинает пониматься как системно-целостный процесс. Кроме того, сближение категорий развития и системности обусловлено общим характером необратимых изменений, который выделен для системных объектов. Анализ фаз, стадий, уровней развития был представлен в целом ряде статей: изучение пространственно-временной структуры жизненного пути человека – у Н. А. Логиновой и Г. Томэ, исследование интеллектуальной деятельности – у Я. А. Пономарева, анализ становления самосознания – у И. И. Чесноковой, аналитико-критическое обсуждение концепции личности Э. Эриксона – в работе Л. И. Анцыферовой, исследование онтогенеза животных – у К. Э. Фабри.
Два типа диахронической структуры процесса развития: прогресс и регресс
Л. И. Анцыферова указывает, что «психическое развитие есть всегда единство прогрессивных и регрессивных преобразований, но соотношение этих разнонаправленных процессов на разных этапах жизненного пути индивида существенно меняется» (там же, с. 6). Прогрессивное развитие как линия перехода от менее совершенного к более совершенному предполагает и регрессивные тенденции: актуализация психического развития ограничивает возможности ее становления в иных направлениях. Центральным вопросом прогресса развития становится необходимость изучения закономерностей перехода от низшего уровня к высшему. Обобщая исследования ранних стадий онтогенеза, А. В. Запорожец предполагает, кроме описания стадиального развития, учитывать и функциональное развитие внутри стадий, что ведет к количественному накоплению и качественному образованию новых элементов, составляющих потенциал развития. Подобные идеи развиты в работе В. Г. Асеева, который раскрывает положение о накоплении в процессе деятельности потенциальной сферы или функционального запаса, содержащего новые элементы. Эти идеи раскрывают механизмы развития, переход на качественно новые его стадии, утверждают единство и преемственность его процессов. На большом материале в работе К. Э. Фабри показано формирование поведения на основе зарождения элементов более высокого уровня внутри предшествующих стадий. Преемственность развития от живого созерцания к абстрактному мышлению продемонстрирована в статье В. В. Давыдова и А. К. Марковой.
Идея превращения последовательности этапов психического развития в иерархию уровней психической организации
Принцип иерархии занимал ведущее место в генетической психологии Ж. Пиаже. Х. Вернер подчеркивал дифференциацию и уровневую интеграцию как законы становления иерархической организации психического развития. Однако в решениях, предложенных данными авторами, не содержится представления о качественных преобразованиях при переходе от более простого к сложному, и прослеживается идея финальности развития (абстрактно-логическое мышление у Ж. Пиаже и мышление взрослого человека у Х. Вернера). В противовес этим финалистическим представлениям, в статьях А. В. Запорожца, А. В. Брушлинского, Я. А. Пономарева развивается представление об отсутствии конечного состояния в прогрессивном развитии: «С позиций концепции неограниченного развития принцип развития оказывается шире генетического принципа, понимаемого как раскрытие генеза некоторой сложившейся системы, развитие которой совершается лишь в пределах одного и того же класса сложности» (там же, с. 11).
Движущие силы психического развития
Как подчеркивает Л. И. Анцыферова, важнейшим для раскрытия диалектики движущих сил психического развития человека является разведение сензитивных и критических периодов, представленное впервые в работе Н. С. Лейтеса. Именно в контексте единства борьбы противоположностей и гармонии может быть рассмотрено соотношение критических и сензитивных периодов. Кризисы развития традиционно трактуются как периоды снижения темпов, деструктивных проявлений, нарастания противоречий, нарастания внутреннего дискомфорта. Однако внутри данных процессов происходит взаимодействие двух тенденций – противоречия между новыми элементами и разными функциональными связями и гармонии между ними. Координация между элементами и их взаимодополнение создают новые возможности для развития.
Детерминация психического развития
Вопрос о движущих силах психического развития – составная часть сложной проблемы детерминации развития психики. Так, в работах В. Г. Асеева и А. В. Брушлинского раскрывается структурно-уровневая концепция детерминации психического развития. Это два уровня факторов: 1) предрасполагающие, создающие диспозиции, подготавливающие и 2) осуществляющие и реализующие. И те, и другие – основные, побочные, дискретные и постоянно действующие – создают постоянно напряженное поле (Асеев, 1978). Диалектика внутренних и внешних противоречиво действующих сил анализировалась А. В. Брушлинским при исследовании процесса творчества. Развитие творческого процесса – это преломление внешнего через внутреннее, бесконечное богатство и новизна внешнего порождает качественно новое внутри уже сложившегося (Брушлинский, 1978). Детерминация развития тесно связана с конкретными социальными условиями: «Процесс жизни человека все теснее сплетается с историческим процессом, диахроническое членение которого накладывает свою структуру на возрастное и стадиальное членение жизненного пути индивида» (Анцыферова, 1978, с. 18). Эта диалектика детерминации жизненного пути выражена в статье Н. А. Логиновой: личность является современницей эпохи и сверстницей поколений. Однако социально-историческая детерминация не означает непосредственную связь между изменением общественных отношений и преобразованиями психики. Развитие общества порождает новые виды деятельности, в свою очередь порождающие новые, необходимые виды мышления, памяти, восприятия (Тульвисте, 1978).
Развитие - это разрешение противоречий между внешним и внутренним, между причинами и условиями , между системами и подсистемами, между уровнями и т. д.
Принцип развити я связан с принятием генетической точки зрения на предмет изучения. Генетический путь рассмотрения при этом связывается не только с содержательными основаниями, представленными в теории, но и с методом построения исследования . Так, метод лонгитюда претендует на проверку гипотез о развитии [Бурменская, 2004].
Становлению этого принципа способствовали труды отечественных психологов. Так, С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что развитие психики является «не только более или менее интересной частной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии» .
Он считал, что проявляясь в деятельности, сознание в деятельности и формируется .
Исследуя способности, Б.М.Теплов утверждал, что развитие реализуется в процессе деятельности, а сама способность «не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности».
Л.С.Выготский констатировал, что обучение формирует психическое развитие и считал, что при этом создаются новые, совершенно особые формы сознательной деятельности. Он называл свой метод экспериментально-генетическим «в том смысле, что он искусственно вызывает и создает генетически процесс психического развития » [Выготский, 1983, с. 95]. Здесь речь шла о том, чтобы представить всякую высшую форму поведения «не как вещь, а как процесс».
Соответствующий методический прием, реализованный в принципе построения методик двойной стимуляции , позволял анализировать становление высших психических функций как процесс их опосредствования (и тем самым преобразования).
Более широкое понимание предполагает принцип развития , используемый как методологическая опора в рамках любой теории, где обсуждаются его движущие силы и влияющие на него факторы. В отечественной психологии разработана концепция ведущей деятельности , в рамках которой в онтогенезе происходит становление основных новообразований психического развития.
В некоторых зарубежных теориях продолжает проявляться «конечная» причина, предуготавливающая движение психического развития к некоторому финальному состоянию . Таким конечным состоянием в эпигенетической концепции Э. Эриксона выступает этап индивидуальности , в концепции когнитивного развития Ж. Пиаже - стадия операционального интеллекта (формальное завершение структуры группировок).
Анализ динамики регуляции процесса может давать свидетельства о его развитии. Однако не всякое временное развертывание процесса предполагает его развитие.
Переструктурирование психологических систем - важный критерий развития . Так, Л. С. Выготский демонстрировал этот принцип в книге «Мышление и речь», говоря о перестройке процессов в переходе от младшего школьного возраста к старшему и соотношении процессов обучения и развития . В ходе освоения научных понятий меняется не только внутренняя структура мышления ребенка, но и системная организация сознания в целом ; в частности, это выражается в изменении взаимоотношений между мышлением и памятью .
Л. И. Анцыферова дает такое определение этого принципа: Под развитием в широком смысле обычно понимается изменение или функционирование системы, сопровождающееся появлением нового качества (возникновением качественных новообразований).
Л. И. Анцыферова выделяет следующие особенности такого процесса, важные для психологии и педагогики [Анцыферова, 1978]:
А . Необратимость. Любая деградация, обратное развитие , не является зеркальным отражением поступательного развития; возвращение системы на исходный уровень функционирования возможно лишь по одному или нескольким показателям - полное восстановление того, что было раньше, невозможно . Любое развитие включает в себя две диахронические структуры - прогресс и регресс. Прогрессивное развитие (от низшего к высшему, от простого к сложному) обязательно включает в себя элементы регрессии уже хотя бы в силу того, что выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие (за все надо платить, гласит житейская мудрость).
Б .Неравномерность развития. Периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений.
В .Зигзагообразность развития. Неизбежным во всяком развитии является не только замедление, но и откат назад , ухудшение функционирования системы как условие нового подъема. Этот феномен связан с формированием принципиально новых структур , которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые. Когда ребенок переходит от ползания к ходьбе, он перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья.
В такого рода переходах обычно выделяются три фазы :
фаза дезорганизации и кризиса, завершающаяся перестройкой, возникновением новой структуры;
сензитивный период быстрого развития и реализации новых возможностей;
критический период - снижение темпов развития, повышение уязвимости системы.
Г . Переход стадий развития в уро вни. При появлении нового уровня функционирования старый не уничтожается , но сохраняется с некоторыми специфичными только для него функциями в качестве одного из иерархических уровней новой системы.
Так, первые две стадии развития мышления - наглядно-действенное мышление и образное мышление - не исчезают с появлением понятийного , но сохраняются в качестве особых форм для решения задач определенного типа.
Д. Наряду с тенденцией к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования всякое развитие осуществляется в единстве с тенденцией к устойчивости, сохранению достигнутого и воспроизведению сложившихся типов функционирования . Иначе говоря, успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции .
Одна из недостаточно освещенных проблем - смена одних законов и одних факторов детерминации развития другими , так как психические явления находятся в постоянном изменении, движении и развитии.
Это развитие может рассматриваться в двух планах :
* в плане исторического развития человека вообще и
* в плане развития отдельной личности в процессе ее жизни.
Изучая данную сторону проблемы А. Н. Леонтьев сформулировал следующую основную закономерность ; законы биологической эволюции сменяются в филогенезе законами общественно-исторического развития. Развитие психики в онтогенезе строится на основе присвоения человеком общественно-исторического опыта.
Взаимосвязь и развитие - два неразрывных аспекта взаимного влияния объектов, неизбежного в силу пространственно-временной структуры мира. Свойства целостности, структурное разнообразие, эффекты развития, формирование нового получают объяснение на основе этого фундаментального принципа.
Неразделимость взаимосвязи и развития проявляется в том, что
взаимосвяз ь реализуется в развитии,
а развити е - это «способ существования... систем, связанный с образованием качественно новых... структур... за счет развивающего эффекта» (Я.А.Пономарев ).
Структуры, с этой точки зрения, представляют собой фиксированные этапы развития систем.
Таким образом,принцип развития (психики) предлагает рассматривать развитие как взаимосвязь изменений психических явлений и порождающих их причин. Т.е. психическая деятельность не может быть правильно понята и адекватно объяснена, если ее рассматривают статично, вне движения и развития .
Сложность понимания принципа развития в психологии связана с тем, что развитие выступает и как предмет изучения, и как базовая категория , и как объяснительный принцип .
Психология развития (и акмеология) выделена в отдельную предметную дисциплину, взаимодействующую с общей психологией, психогенетикой, психологией личности.
Анализ развития как актуалгенеза психических явлений происходит с совершенно разных теоретических платформ в рамках разных психологических школ. В самом же принципе развития необходимо, видимо, выделять смены его интерпретаций не только в психологических теориях, но и в разных парадигмах, что еще не стало предметом специальных работ. Сегодня совершаются новые открытия, и применительно к принципу развития возможны изменения его понимания. Все чаще говорят о саморазвитии и о самодетерминации как о новых тенденциях в понимании детерминации развития будущим.
С самых первых дней своего рождения человек начинает, словно губка, впитывать огромное количество информации, поступающей из внешней среды: от людей, от вещей, из событий и жизненных ситуаций. И помимо того, что человек начинает развиваться физически, формируется и его психика, его личность. И вряд ли кто-то сможет дать стопроцентно верный ответ на вопрос о том, каким этот человек вырастет. Но если начать разбираться в том, что такое развитие человека, то можно обнаружить, что у этого сложного процесса есть свои закономерности. И по этой причине одной из наиболее важных тем в психологии можно с уверенностью назвать психологию развития, которой и посвящён этот урок.
В процессе изучения представленного материала мы познакомимся с проблемой развития в психологии, а также предметом и методами психологии развития и возрастной психологии. Выясним, какие конкретно вопросы психология развития изучает, и какие ставит перед собой задачи. Отдельно поговорим о таких вещах, как развитие ребёнка, развитие способностей. Узнаем, какие существуют принципы развития в психологии и как вообще происходит становление и развитие личности. Вкратце коснёмся различных возрастных отклонений и аномального развития.
И согласно нашей традиционной схеме, для начала нам следует разобраться в том, что вообще такое психология развития, и как этот феномен понимается в современной психологической науке.
Это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, как он взрослеет. Поэтому психология развития часто обозначается как возрастная психология, хотя психологию развития смело можно назвать методологической базой возрастной психологии, т.к. она содержит в себе более обширную базу знаний. Возрастная психология может являться частью психологии развития, но в данном уроке мы будем использовать данные понятия как синонимы.
Психология развития включает в себя несколько подразделов:
Психология развития занимается исследованием психики и организма человека в разные возрастные периоды и на всех этапах. Появление психологии развития датируется 1882 годом и связано с выходом книги «Душа ребёнка» немецкого психолога Вильгельма Прейера. Эта работа была посвящена детской психологии. А уже в XX веке психология развития стала самостоятельной наукой. И как у любой серьёзной самостоятельной науки, у психологии развития есть свой предмет, объект, задачи и функции, о которых мы и поговорим ниже.
Объект психологии развития. Исходя из того, что психология является наукой о человеке и его психических особенностях, объектом психологии развития является человек в процессе своего развития и взросления. Психология развития определяет изменения в психике людей, связанные с возрастом, и пытается их объяснить, понять закономерности, по которым люди приобретают знания и опыт.
Предмет психологии развития. Предметом изучения психологии развития являются конкретные возрастные периоды, причины переходов от одного периода к последующему и их механизмы, тенденции, закономерности, а также темп и направленность психического развития в процессе общего развития человека. Сюда же можно отнести индивидуальные и возрастные особенности людей, развитие психических процессов и различных видов активности, формирование качеств личности.
Задачи психологии развития. Возрастная психология ставит перед собой следующие задачи:
В связи с поставленными задачами можно выделить и следующие функции психологии развития:
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что возрастная психология раскрывает психологическое содержание каждого этапа развития (взросления) и их динамику. Причём, любые изменения рассматриваются в динамике и с учётом факторов, влияющих на развитие психики человека. В процессе исследований сравниваются закономерности развития на разных этапах, изучаются механизмы приобретения и сохранения знаний и навыков, происходит их сопоставление и дальнейшее выявление факторов, оказывающих влияние на личностный и интеллектуальный рост.
Для того чтобы было возможным составить наиболее объективное и целостное описание развития психики человека на всех этапах его жизни, сегодня в исследованиях применяется большое количество различных методов, поговорить о которых следует более подробно.
В психологии развития используются общенаучные и общепсихологические методы, адаптированные специально под неё. И предпочтение отдаётся методам, наиболее подходящим для изучения возрастных изменений в психике и психических процессах. Все методы психологии развития можно разделить на несколько категорий: общенаучные методы, психогенетические, психофизиологические, исторические и психологические. Рассмотрим каждую категорию отдельно.
Общенаучные методы являются особой модификацией методов, которые используются во многих других научных дисциплинах. Основными среди них являются наблюдение, эксперимент и моделирование.
Наблюдение - это целенаправленное и регулярно повторяющееся изучение человека, на основе результатов которого даётся объективная оценка. Метод наблюдения является предпосылкой для других методов, таких как ведение дневника или автобиография. А само наблюдение может разделяться на несколько подвидов:
Вы и сами можете провести наблюдение. Важно только понять, для чего вы будете его проводить. Поставьте цель. Это первостепенная задача. Например, вы хотели бы узнать, насколько легко ваш подрастающий ребёнок находит общий язык со сверстниками. Используйте метод целенаправленного невключенного полевого непосредственного наблюдения. Проще говоря, когда пойдёте на прогулку со своим ребёнком, сходите на детскую площадку и отпустите его поиграть, наблюдайте за ним, смотрите на то, как он сходится с другими детьми. Такое наблюдение даст вам ответ на волнующий вас вопрос, вы лучше узнаете своего ребёнка, а также сможете как-то улучшить модель своего воспитания, чтобы устранить начавшиеся проявляться недостатки или, наоборот, усилить замеченные вами какие-то положительные качества. Наблюдение может иметь более научный характер, если вы определите конкретную цель, тщательно продумаете план своего исследования, попробуете смоделировать ситуацию и создать нужные условия, а также будете использовать для анализа какую-либо документацию или придерживаться определённой системы.
Эксперимент - это метод целенаправленного изменения одной или нескольких переменных и наблюдения за результатами этого изменения. От наблюдения он отличается тем, что изучает реакции человека, а не спонтанные проявления его психики. Есть несколько видов эксперимента:
Эксперимент хорош тем, что его можно проводить многократно и создавать специальные условия для изучения интересующего психического процесса. Так, например, очень легко проверить, в каких условиях ваш ребёнок наилучшим образом усваивает изучаемый материал. Проведите такой эксперимент: узнайте домашнее задание вашего ребёнка и в первом случае дайте ему возможность выполнить его самостоятельно, не помогая ему и не включаясь в процесс. Во втором случае во время выполнения домашнего задания находитесь рядом с вашим ребёнком и время от времени принимайте участие в выполнении домашнего задания (сами озвучивайте задание или участвуйте в самом процессе выполнения). Такой эксперимент позволит вам узнать о том, какие условия больше подходят вашему ребёнку для эффективного выполнения домашнего задания и усвоения изучаемого материала, а это, в свою очередь, значит, что вы впредь сможете создавать именно такие условия, и успеваемость вашего ребёнка может значительно повыситься.
Моделирование - это воссоздание определённой психической реальности (состояния, ситуации, настроения и т.п.). Метод моделирования применяется в психологии для того чтобы получить более точные данные о психике изучаемого человека, особенности его поведения в определённых ситуациях и при определённых условиях, а также его реакциях на них.
При помощи метода моделирования можно узнать, к примеру, избавился ли ваш ребёнок от какой-то вредной привычки после того, как вы приняли определённые меры для этого. Допустим, вы заметили, что ваш ребёнок постоянно грызёт ногти, когда ему в течение долгого времени нечем занять свои руки. Вы говорили ему, что это плохо, всячески пытались показать, что так делать не нужно, что это некрасиво и негигиенично, старались отвлекать его, чтобы привычка отошла на второй план, применяли ещё какие-то методы. Затем вы увидели, что уже в течение недели ребёнок ногти не грызёт. Для того, чтобы убедиться в эффективности или неэффективности применяемых вами методов отучения ребёнка от дурной привычки, вы можете специально смоделировать ситуацию, чтобы на протяжении продолжительного времени ребёнку было нечем занять руки. Создайте условия для того, чтобы внутренние импульсы проявились внешне: перестаньте отвлекать ребёнка, включите ему мультфильм или просто оставьте в комнате, но чтобы поблизости не было игрушек и т.п. вещей. Важно, чтобы вы могли наблюдать за ребёнком. Смотрите за тем, что он делает, как изменилось его поведение на физическом уровне. Если ваши методы были эффективны, то вы увидите, что ребёнок не станет грызть ногти. Если ваши методы были неэффективны, то ребёнок снова потянет руки ко рту, и это будет поводом к тому, чтобы попытаться отучить ребёнка от вредной привычки каким-то другими способами. Возможно, даже обратиться к специалисту по подобным вопросам.
Рассмотренные выше примеры применения общенаучных методов, естественно, являются далеко не единственными и не исчерпывающими. В действительности способов их применения очень много и все они отличаются своими особенностями. Наша задача - понять саму идею и принцип работы общенаучных методов. А для этого нужно чаще проецировать их на окружающую действительность и применять на практике.
Следующими в списке, но менее важными, являются психофизиологические методы.
К психофизиологическим методам относятся методы изучения высшей нервной деятельности детей. Наиболее зарекомендовавшими себя считаются следующие:
Психофизиологические методы, как правило, используются для изучения детей на первом и втором году жизни и в специализированных заведениях. Поэтому, если вы не являетесь узким специалистом, данные методики вряд ли дадут какие-то результаты или практически ценные знания. Наиболее удобным и рекомендуемым способом знакомства с психофизиологическими методами является наблюдение за тем, как их используют специалисты, а также умения верно истолковать полученные данные.
Психогенетические методы направлены на то, чтобы выделить факторы среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств. Можно сказать, что изучается «генотипическое-средовое», где под генотипом понимается набор генов, а под средой - негенетические факторы, влияющие на человека. Основными психогенетическими методами являются:
Психогенетические методы, наряду с психофизиологическими, могут использоваться только специалистами и в специализированных учреждениях, т.к. представляются наиболее сложными и требуют сугубо научного подхода.
Исторические методы или, как их ещё называют, методы анализа документов, изучают жизненный путь человека, особенности наследственности и среды, которые создали особые предпосылки для его духовного становления. В основном, исторические методы изучают тех людей, чья деятельность имела или имеет определённую культурную ценность, но могут применяться и для изучения жизни обычных людей. К данной группе методов относятся следующие:
Исторические методы представляются очень удобными для применения их на практике даже обычными людьми. Если у вас есть какой-то человек, который вызывает у вас восхищение, и вы хотели бы поближе узнать о нём, его жизни, условиях, в которых он развивался, его внутреннем мире, то можно использовать биографический или автобиографический метод. Для этого нужно найти и ознакомиться с источниками, в которых содержатся данные о жизни и личности этого человека. А если вы хотите выявить какие-либо закономерности или важные этапы на пути развития своего ребёнка, то можете использовать дневниковый метод. Записывайте в дневник свои наблюдения касаемо предмета изучения. Данный дневник должен представлять собой своеобразный протокол наблюдений, анализ которых и поможет выявить то, что вам нужно. Кстати, дневниковый метод является очень популярным и на основе наблюдений за своими детьми создали свои теории многие психологи.
И последней группой методов психологии развития являются психологические методы.
Психологические методы можно разделить на две подгруппы.
К первой подгруппе относятся интроспективные методы. Они призваны для того, чтобы непосредственно собрать информацию об объекте изучения. Здесь выделяются:
Ко второй подгруппе относятся социально-психологические методы, осуществляемые, в большинстве случаев, опосредованно. Здесь выделяются:
Психологические методы можно смело причислить к наиболее часто применяемым в психологии развития. Одной из причин этому является удобство их использования и возможность применять практически везде. Вы и сами можете использовать какой-либо из психологических методов для того, чтобы больше узнать о себе или своих близких. Для себя, например, вы можете применить метод самонаблюдения, который поможет вам узнать больше об особенностях своего характера, привычках, реакциях и т.п. Если у вас есть ребёнок, вы можете предложить ему пройти несколько тестов. На определение чего будет рассчитан тест, решать только вам. Огромное количество всевозможных тестов вы можете найти на просторах Интернета или в специальных сборниках, которые продаются в книжных магазинах.
Получить больше информации о психологических методах вы можете из второго урока данного тренинга .
Методов исследования в психологии развития существует, как мы успели заметить, достаточно много. И для наиболее точного определения и изучения происхождения, возникновения и развития психических проявлений человека на каждом этапе его развития следует использовать эти методы, как по отдельности, так и комплексно. Но что не менее важно, так это учитывать возраст людей, особенности психики которых подвергаются изучению, ведь существуют определённые возрастные группы, обладающие своими особыми характеристиками и чертами. О том, какие есть возрастные группы, мы расскажем ниже.
Возраст это своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, который характеризуется своими особенностями. Есть несколько видов возрастов:
Разделение жизненного пути человека существует для того, чтобы было возможным лучшее понимание закономерностей развития и специфики разных возрастных этапов. Попыток периодизации за всю историю психологии развития было сделано множество. Но проблема объективной возрастной периодизации остаётся актуальной и по сей день, т.к. ни одна из предложенных ранее периодизаций не получила подтверждения в конкретных результатах изучения психологии развития. Но, конечно, несмотря на это, основные возрастные группы выделить всё же можно. Лучше всего для этого подходит периодизация по физическому признаку:
Каждая возрастная группа, помимо всего прочего, характеризуется своими психологическими особенностями. И психологические периоды не совпадают с указанными выше физическими периодами. Итак, если рассматривать возрастные группы по психологическому признаку, то картина будет выглядеть следующим образом:
Здесь всё предельно просто: главное, что нужно делать родителям для того, чтобы ребёнок развивался - это поддерживать его жизнедеятельность, кормить, заботиться и т.п. Именно в этот период ребёнок начинает познавать окружающий его мир. Даже в таком маленьком возрасте начинает проявляться характер человека, особенности поведения, восприятия. Нужно быть внимательными и обращать внимание абсолютно на всё, что касается ребёнка.
В этот период ситуация меняется, ребёнок начинает ходить, проявлять интерес к своему телу и своим половым органам, а также расширять свой, пока что небольшой, словарный запас. Начинает проявляться индивидуальность ребёнка и уже можно начать замечать его отличия от других детей. Также можно увидеть проявления предрасположенности. Так, например, вы можете дать малышу маркер и посмотреть, что он будет с ним делать: начнёт грызть, бросать или рисовать. Старайтесь больше наблюдать за ним - это поможет выявить какие-то склонности или, наоборот, отклонения.
Данный период связан с кризисом 3-х лет, т.к. из спокойного малыша ребёнок превращается в капризного непоседу, начинает спорить с родителями, закатывать скандалы и т.п. Это именно тот период, когда вам нужно научиться находить точки соприкосновения с вашим ребёнком, договариваться с ним, вырабатывать свою тактику поведения и манеру воспитания. В этом возрасте уже можно отдавать ребёнка в детский сад. Но прежде, чем это сделать, следует определить: пойдёт ему это на пользу или нет. Чтобы это было легче сделать, да и вообще, найти подход к ребёнку, изучайте больше специализированной литературы, применяйте знания на практике. Возможно, стоит посетить несколько семинаров по воспитанию маленьких детей. Ну и, конечно же, продолжайте наблюдать за ребёнком и используйте в общении и воспитании разные подходы. Методом экспериментов, проб и ошибок вы найдёте лучший вариант.
Очередной этап перемен в психологии ребёнка: он начинает более активно интересоваться окружающим миром и более осознанно воспринимать информацию. Поэтому, самое время задуматься о том, какая информация поступает к вашему ребёнку, что он смотрит по телевизору, какие книги вы ему читаете, о чём вы с ним разговариваете. Лучше всего, если вы будете снабжать его только полезной и развивающей информацией, начнёте учить читать и выводить буквы. Читайте ему хорошие сказки и рассказы, старайтесь, чтобы он не смотрел по телевизору сцены насилия, бессмысленные телепередачи и бестолковые мультфильмы. В общем, доводите до ребёнка только ту информацию, которая будет способствовать его развитию.
Данный период в развитии ребёнка характерен тем, что он начинает интересоваться причинами различных явлений, всё чаще задаётся вопросом, почему происходят те или иные вещи. У многих детей в этом возрасте появляются страхи разного рода, их беспокоят какие-то явления и события, могут случаться ночные кошмары. На данном этапе вы должны акцентировать своё внимание именно на проявлении таких моментов. Интересуйтесь тем, что беспокоит вашего ребёнка, что заставляет его волноваться и переживать. Наблюдайте за тем, как он выражает свои беспокойства. Это могут быть рисунки, странные надписи, непривычное поведение. Обращайте внимание на то, как вы сами ведёте себя в процессе обычной жизни, общении с ним и другими людьми. В этом периоде возможен переход восприятия вашего ребёнка от его прежнего восприятия разных явлений к более осмысленному.
На этом этапе развития ребёнка вы можете заметить, что появляются предпосылки к понятию того, что такое сексуальность. Многих родителей повергает в шок то, что их дети начинают говорить о неприличных вещах, употреблять в речи нецензурные выражения. Важно определить, является ли это нормой или отклонением. От ребёнка могут прозвучать вопросы на тему того, как они появились и откуда вообще берутся дети. На этом этапе нужно уметь адекватно объяснить своему ребёнку подобные вещи, чтобы у него сформировались правильные суждения и представления о вопросах, касающихся щепетильных тем.
В этом возрасте ребёнок идёт в школу, и данное событие оказывает огромное влияние на развитие подрастающего человека. Этот возраст нередко называют вершиной детства. В психологии ребёнка появляется много новых ориентиров, которыми являются педагоги, а также оценки их успеваемости. Несмотря на то, что в данном возрасте ребёнку свойственно сохранять многие детские качества (наивность, легкомыслие, ориентирование на взрослых), он начинает терять в поведении присущую ему детскую непосредственность, появляются новые мыслительные схемы. Учёба является значимой деятельностью, т.к. приобретаются новые знания, умения, навыки, социальный статус, меняются интересы и ценности, а также уклад жизни. На этом этапе родителю важно проявлять особое внимание к своему ребёнку, больше с ним разговаривать, обсуждать его дела, успехи и неудачи, уметь подбодрить, наставить на верный путь, настроить на позитивный лад. Это играет очень важную роль в его последующем развитии и восприятии остальных и самого себя.
Данный этап в развитии подростка характерен интимно-личностным общением со сверстниками, чувством взрослости, критичностью мышления, потребностью в самоутверждении, эгоцентричностью, расширением самосознания. Подросток в этом возрасте ищет себя, пытается проявить свою индивидуальность во внешнем облике, манере поведения и речи. Ярко выражены стремление к самовоспитанию и саморазвитию, потребность в общении, самостоятельности и независимости от взрослых, эмоциональная неустойчивость, утверждение моральных ценностей, переменчивость поведения, нестабильность взглядов и поступков. Очень важно проявлять внимание к тому, чем занимается ваш ребёнок в свободное время, к чему проявляет интерес, с кем общается, с кем дружит, есть ли у него отношения с подростками противоположного пола. Если вы замечаете у своего ребёнка агрессивность по отношению к вам, частые смены настроения, снижение желания учиться, прогулы занятий, безразличное отношение к просьбам, антисоциальное поведение и т.п., то следует применять особые методы общения. А именно: строить общение на основе уважения и доброжелательности, принимать отказы и обсуждать необходимые для выполнения дела, уметь обосновать свою точку зрения, чаще проводить время вместе, принимать участие в личной жизни подростка и интересоваться его увлечениями, контролировать учебный процесс, вести доверительные беседы, давать возможность свободно общаться со сверстниками, давать рекомендации по поводу внутреннего и внешнего самовыражения. Такая стратегия позволит вам настроить позитивную линию в контроле развития вашего ребёнка, найти точки соприкосновения с ним и добиться успеха во взаимопонимании.
В этом возрасте подростки всё больше стремятся показать и доказать свою готовность к взрослой жизни, самостоятельности. Наибольшую трудность здесь представляет то, что подросток уже является и самостоятельным человеком и человеком, которому всё ещё нужны помощь и забота. Это время юношеского максимализма, а также фатализма, в котором прослеживается потеря надежды на светлое будущее, тщетность бытия, стремлений и самой жизни. В этот период нужно оказывать своему ребёнку ещё большую поддержку, хотя все обстоятельства говорят об обратном. Нельзя идти на поводу у подростка и прогибаться под его давление. Важно выбрать специфическую манеру поведения, чтобы человек не чувствовал себя ущемлённым и не был задет и, в то же время, вы могли сделать так, чтобы он мог адекватно воспринимать поддержку и советы с вашей стороны.
Для этого периода развития человека характерны поиски самого себя, осознание своей индивидуальности, становление себя, как взрослого человека со своими правами, возможностями, обязанностями, обязательствами. Особое место занимают мысли о том, какое место человек должен занять в жизни, к чему стремится, куда идти, в каком направлении развиваться. Здесь важно и нужно быть наставником, направлять, поддерживать, советовать, вести правильные беседы и т.п. Если не оказать должного влияния, то на развитие могут повлиять факторы, играющие важную роль в предшествующей возрастной группе.
Данный период можно охарактеризовать переходным, т.к. многие представления, установки и убеждения, сформированные ранее, зачастую представляются неверными, а сама жизнь уже не кажется такой радужной и простой, как казалось до этого. На данном этапе возникают вопросы о смысле жизни, правильности избранного пути, деятельности, которой занимается человек, его убеждений и мировоззрения. Нередко люди в таком возрасте разрушают основы своего прошлого, меняют образ жизни, осознают новые истины, ставят перед собой новые цели и стремятся к ним. Самая плодотворная работа в этот период - это работа человека над собой, своим самосознанием, мировосприятием, осознание истинных ценностей.
На этом этапе жизни человек испытывает удовольствие от той деятельности, которой занимается, стремится к карьерному росту, достижению успеха и всяческих связанных с этим благ. Главным здесь является то, что человек должен быть на 100% уверен в правильности выбранного им направления и не должен испытывать никаких сомнений в выборе своего жизненного пути. В противном случае, человека может одолеть депрессия и психологический кризис, устранить который может либо тщательная и скрупулёзная работа над собой, либо помощь квалифицированного специалиста.
Время критического периода. То, чего достиг человек, кажется ему незначительным и недостаточным, часто возникает ощущение, что жизнь проходит зря, ни в чём нет никакого смысла, здоровье и силы идут на спад, молодость прошла и т.п. Как и в предшествующем периоде, дальнейшее психологическое развитие зависит от самоощущения человека, его картины мира и представления своего места в нём.
Новый период равновесия, который характеризуется стабильностью психики, убеждений, мировоззрения. Человек с новыми силами готов трудиться, особенно, если это какая-то новая деятельность, творческие люди испытывают приливы вдохновения. Всё способствует тому, чтобы жить гармонично и целенаправленно. Очень хорошо, если человек в этом возрасте ощущает поддержку со стороны близких и друзей, чувствует свою нужность, участие других людей в своей жизни.
После 50 лет люди, как правило, приходят к более гармоничной жизни. Они в ладу с самими собой, имеют богатый жизненный опыт и могут дать адекватную оценку своему жизненному пути, прошлому, настоящему. Человек уже хорошо знает самого себя. Нередко проявляется стремление к познанию вещей высшего порядка, смысла бытия, причин всего происходящего. Но делается это не с позиции жертвы бессмысленного существования, а с позиции сформировавшейся личности, зрелого человека. Человек, которому за 50, также может испытывать потребность в общении с людьми. Часто налаживаются и поддерживаются старые связи и появляются новые. Лучшие условия для нормальной жизни в этот период - это комфорт, спокойствие, благополучная атмосфера, уверенность в завтрашнем дне, знание того, что рядом есть близкие, которые всегда смогут помочь и поддержать.
Как можно заметить, у каждой возрастной группы есть свои особенности и свойства. Психические различия на каждом этапе развития человека сказываются на его поведении, восприятии, деятельности, социальной активности и других важных свойствах его личности. Знания о возрастных группах и их особенностях имеют важное практическое значение, т.к. их можно использовать для того, чтобы лучше понимать своих родных и близких, просто находящихся вокруг людей и самих себя. С помощью этих знаний всегда можно найти наилучший подход к человеку любого возраста и сделать общение с ним более продуктивным, а жизнь спокойной и гармоничной.
Помимо того, что есть разные возрастные группы, обладающие своим свойствами, есть ещё одна важная тема, о которой стоит знать, чтобы иметь возможность составить объективное представление о психологии развития человека. Это факторы, влияющие на развитие.
Развитие человека, его мировоззрение, интересы, потребности, направленность его действий, духовное богатство его личности и другие особенности находятся в прямой зависимости от того, а в каких условиях он развивается и, особенно, в период детства и юношества. Личность человека формируется под воздействием ряда факторов. Основными среди них считаются следующие три: наследственность, среда и воспитание. А их, в свою очередь, можно разделить на две большие подгруппы: биологические (наследственность) и социальные факторы (среда, воспитание).
Наследственность - это информация, заложенная в генах человека и передающаяся от родителей к детям. И состоит она из двух частей:
Как только человек родился, он ещё не личность. Его «Я» ещё не проявлено, у него нет имени, идей, взглядов, вкусов, убеждений, нравов, социального статуса и т.п. Можно сказать, что его жизненный путь пока ещё неизвестен, а судьба не предопределена. Но в том, как человек будет развиваться, большую роль играет наследственность. Человек с лучшей наследственностью будет успешнее развиваться в социуме и взаимодействовать с внешним миром. Важным условием является то, что человек, родившийся с определёнными характеристиками, будет развиваться только в их рамках. Таким образом, получается, что человек есть тот, кто он есть, и его наследственные характеристики будут воздействовать на него на протяжении всей его жизни. На деле это выглядит как то, что человек, родившийся с плохой физической наследственностью, не сможет достичь выдающихся результатов в спорте и физической деятельности, а тот, кто родился умственно отсталым, никогда не станет учёным, философом и т.д.
Более подробно о наследственности можно узнать .
Под средой можно понимать природные, климатические и т.п. условия, в которых развивается человек; государственное устройство, культуру народа, его традиции, обычаи, быт. Но также под средой понимается непосредственно то общество, в котором человек развивается: семья, микроклимат в семье, отношения между родителями, тонкости воспитания, друзья, одноклассники и другие окружающие люди.
То, в какой среде развивается человек, оказывает влияние на его социализацию, формирование знаний, умений, поведения, социальных норм, отношения к культуре, обучению, работе, другим людям. В среде оформляются психологические характеристики человека, его потребности, установки, интересы, стремления, личностные, общественные, политические, идейные и материальные ценности. К примеру, человек, который рос в неблагополучной семье, воспитывался родителями-алкоголиками, общался с детьми из других подобных семей, будет иметь ценности и стремления, отличные от ценностей и стремлений ребёнка, выросшего в достатке, воспитанного культурными людьми (преподавателями, людьми искусства, учёными). Если у вас есть ребёнок и вы хотите вырастить его достойным человеком, вы должны обязательно отслеживать, в какой среде он растёт и развивается. В ваших руках создать ту среду, в которой развитие будет наилучшим. Также вы можете провести небольшой эксперимент о влиянии среды на развитие человека и ощутить результат на собственном примере. Попробуйте сменить круг своего общения. Не навсегда, а на время ради эксперимента. Если в вашем окружении преобладают люди, привыкшие жаловаться на проблемы, сетовать на свою жизнь, обвинять в своих неудачах всех подряд, вы можете начать общаться с людьми успешными, уверенными в себе, целеустремлёнными, настроенным на позитивное общение и привыкшими самостоятельно управлять своей жизнью. Буквально через месяц пребывания в новой среде вы увидите, как начали меняться и ваши убеждения, установки, реакции, стремления. Ваши старые знакомые предстанут перед вами в совершенно ином свете. Это и есть один из примеров влияния среды на человека.
Узнать больше о том, что такое среда и её влиянии можно по этой ссылке .
Воспитание - это целенаправленное формирование личности, подготавливающее её к жизни в обществе. Данный фактор носит несколько иной, в отличие предыдущих двух, характер - целенаправленность и осознанность. Ещё одной особенностью воспитания является то, оно всегда происходит в соответствии с социокультурными ценностями того общества, в котором оно осуществляется.
Под воспитанием практически всегда подразумеваются положительные воздействия, причём систематические, т.к. единичные воздействия не приносят результата. Главными в процессе воспитания, как правило, являются родители ребёнка, второстепенные роли играют воспитатели, учителя, преподаватели и т.д. Родители передают своим детям знания, жизненный опыт, обучают каким-то вещам, объясняют, показывают, рассказывают, контролируют. От того, какое воспитание было дано ребёнку, в ощутимой степени зависит и то, каким он вырастет, как будет общаться с другими людьми и вести себя в обществе, какие у него будут моральные и этические нормы, убеждения и прочее. Чтобы сделать из подрастающего ребёнка настоящую личность, нужно прилагать большие усилия к правильному воспитанию. Это касается всего, от малого до большого: от того, что некультурно и негигиенично грызть ногти и до того, что нужно снимать в помещении головной убор; от того, что не нужно ругаться матом и до того, что следует иметь цель в жизни и к чему-то стремиться. Примеров можно приводить множество. Но что более важно - это понять механизмы воздействия на ребёнка. Сейчас написано очень много литературы по воспитанию детей, постоянно проводятся какие-то тренинги и семинары на эту тему, в Интернете много сайтов, специализирующихся на консультациях по воспитанию. Пользуйтесь разными источниками, применяйте знания на практике и будьте внимательны к своим детям. Но запомните, что главное в воспитании - это собственный пример, ведь ребёнок наверняка когда-нибудь захочет закурить сигарету, даже если его родители говорят, что это плохо, а сами курят.
Познакомиться с не менее интересной информацией о воспитании можно по этой ссылке .
Факторы, под воздействием которых формируется личность, оказывают своё влияние не одиночно, а комплексно, т.е. все вместе. По этой причине, изучая психологию развития человека, нужно учитывать любые детали, нюансы, события и явления, с которыми сталкивается человек на своём жизненном пути. Только такой подход даст возможность разобраться в том, почему человек (в любом плане) сформировался именно так, а не иначе.
Всё, что мы рассмотрели в данном уроке, является неотъемлемой частью развития человека и его жизни. Всякая личность - это уникальное создание, формирующееся под воздействием множества факторов, и процесс этот подчиняется своим законам. Психология развития, а если быть точнее, знания о ней - это ключ к успешному пониманию своих детей, родителей, родных, друзей, самого себя и человека вообще. Используя полученные знания в нашей каждодневной жизни, мы сможем сделать свою жизнь лучше, успешнее, гармоничнее и счастливее, и всегда достигать взаимопонимания с находящимися рядом людьми!
Если вы захотели познакомиться с темой психологии развития более подробно и узнать ещё больше интересной и полезной информации, вы можете воспользоваться списком литературы, который мы представили ниже.
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.