Кем я буду, когда вырасту? Изучаем профессии будущего. Дизайнер дополненной реальности территорий

Кем я буду, когда вырасту? Изучаем профессии будущего. Дизайнер дополненной реальности территорий

ХХI век - время больших перемен на рынке труда: с одной стороны, часть профессий стремительно устаревает и людей в них потихоньку начинают вытеснять компьютеры и роботы, а с другой - возникает много интересных специальностей на стыке разных областей знаний. «Теории и практики» при поддержке РВК запускают спецпроект о новых профессиях: мы объясним, по какой логике меняются запросы к работникам в разных отраслях, кто может стать востребованным в недалеком будущем и как можно выстроить образовательную траекторию уже сейчас, чтобы попасть в тренд. В этом выпуске «Теории и практики» рассказывают о специалистах, которые разрабатывают алгоритмы для туристических сервисов, придумывают экскурсии с дополненной реальностью и присматривают за роботизированными отелями.

Разработчик интеллектуальных туристических систем

Туристическая отрасль находится в упадке не только из-за сложных международных отношений: стартапы вроде Airbnb или Aviasales «убивают» более традиционные пакеты услуг быстрее и надежнее, чем все конфликты и санкции вместе взятые. Еще недавно многие люди не решались планировать самостоятельные путешествия, предпочитая довериться агентству, которое продумает поездку «под ключ», но сейчас, благодаря продуманным онлайн-сервисам найти выгодное предложение от авиакомпании или забронировать на отпуск домик в Провансе можно буквально за пару кликов. А сориентироваться в вариантах и узнать о впечатлениях других туристов можно благодаря форумам для путешественников или приложениям вроде TripAdvisor.

Многие сервисы массового использования и дальше будут автоматизироваться: единые транспортные системы и проездные билеты (в европейских странах уже сейчас популярны универсальные «билеты туриста», позволяющие как пользоваться общественным транспортом, так и попадать в музеи), инструменты для выстраивания логистики индивидуальных поездок (которые позволят объединить маршруты авиаперелетов и наземных путешествий с помощью разных видов траспорта), сервисные роботы, электронные гиды и устройства для синхронного перевода. В сфере туризма появится много профессий-пенсионеров - многие привычные функции уже в ближайшем будущем смогут взять на себя машины.

Тем, кто хочет остаться в строю, имеет смысл научиться самим разрабатывать полезные алгоритмы для подобных сервисов. Для этого нужно как быть хорошим программистом, так и уметь представлять себя на месте туриста и предугадывать его желания. Можно получить образование в IT, а потом пойти стажироваться в известную компанию из области Travel Technology, а можно, имея высшее образование в сфере туризма, пройти курсы программирования.

Режиссер индивидуальных туров

Глобализация и рост уровня жизни ведут к разнообразию выбора, а значит, туристы станут более привередливыми. Соответственно, гидам придется придумывать новые туристические форматы в соответствии с индивидуальными запросами пользователей - в соответствии с их физической формой, вкусами и интересами. Все меньше людей заходят посещать стандартные групповые экскурсии и все больше будут обращаться к тем, кто способен предоставить уникальные впечатления - будь то экскурсия по Нью-Йорку по мотивам сериала «Как я встретил вашу маму», гастрономический тур по самым странным и дешевым забегаловкам Бангкока или путешествие к Южному полярному кругу.

Профессиональные гиды, способные разрабатывать и лично проводить уникальные туры по запросам конкретных клиентов, неплохо себя чувствуют и сейчас, но эта профессия будет становиться все более массовой по мере исчезновения традиционных туроператоров. Чтобы стать хорошим режиссером индивидуальных туров, важно обращать внимание не только на познания в области географии, туризма, истории и искусства, но и на soft skills - нужно быть отличным организатором, обладать незаурядной гибкостью мышления и фантазией и тонко чувствовать потребности каждого конкретного клиента. Вряд ли тут можно посоветовать какую-то жесткую образовательную траекторию - необходимый багаж знаний будет зависеть от того, какие сценарии путешествий захочет разрабатывать будущий режиссер.

Дизайнер дополненной реальности территорий

Виртуальная реальность уже близко - многие популярные 3D-игры вроде Half-Life2 уже рассчитаны на использование шлемов Oculus Rift, а цифровой мир стал платформой для настоящих научных и художественных выставок, учебных симуляторов и даже кабинетов психотерапии. С развитием этих технологий эскаписты вполне смогут предпочесть настоящее путешествие или концерт виртуальному событию: например, вместо поездки на реальный опен-эйр сыграть в виртуальную многопользовательскую ролевую игру «Вудсток», где можно будет прикинуться рок-легендой и окунуться в атмосферу конца 1960-х. Но туристические компании смогут использовать прогресс и в своих интересах - например, можно будет организовывать экскурсии и шоу с дополненной реальностью, позволяющей добавлять в мероприятие элемент квеста или реконструировать исторические события.

Поэтому понадобятся специалисты, которые разрабатывали бы различные пласты дополненной реальности вокруг определенной территории с учетом ее ландшафта, исторического и культурного контекста. Например, такой дизайнер может создать несколько вариантов для Красной площади - времена Ивана Грозного, 1917 год, эпоха стиляг и т. д. Или придумать экскурсию по Петербургу Серебряного века, в ходе которой можно будет увидеть виртуальные выступления Ахматовой и Мандельштама.

Дизайнер дополненной реальности должен сочетать навыки дизайнера и программиста с хорошим знанием истории, культуры и моды различных эпох, а еще задумываться над тем, как наглядно и ненавязчиво «упаковать» для туриста полезную информацию. Несмотря на то, что разные компании уже пробуют создавать приложения для дополненной реальности (в России это, например, AlterGeo), эта технология еще недостаточно развита, поэтому специализированная профессия еще не сформировалась. Но все меняется очень быстро, и самое удачное решение для тех, кто интересуется дополненной реальностью в данный момент - развивать вышеперечисленные навыки и пробовать стажироваться в компаниях, запускающих экспериментальные проекты в этой сфере.

Консьерж робототехники

Первый полностью роботизированный отель Henn-na Hotel открылся в Японии прошлым летом. Вместо ключей в нем используются технологии распознавания лиц, на ресепшене гостей встречает приветливый андроид, освещение в номере работает от датчиков движения, а вещи распаковывает специальный робот-гардеробщик. Роботы работают и в других гостиницах и ресторанах по всему миру - например, в калифорнийском отеле Aloft можно попросить дроида принести закуску в номер, а в тайском ресторане Hajime Robot Restaurant посетителей обслуживают механические самураи.

Но даже за самыми прилежными и профессиональными роботами-горничными, швейцарами и официантами потребуется человеческий присмотр. Консьерж робототехники должен быть высокоорганизованным и многозадачным специалистом, разбираться в механизмах и иметь навыки общения с искусственным интеллектом. Скорее всего, в будущем для этой профессии потребуется среднеспециальное образование.

Архитектор VR — это архитектор виртуальной реальности, специалист, создающий новое виртуальное пространство. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Технологии дополненной и виртуальной реальности для создания нового мира применяются не только в игровой и киноиндустрии, но и в строительстве, архитектуре, дизайне, сфере образования, торговле, в медицинских целях.

Архитектор VR не только создаёт виртуальный мир во всех подробностях, но и управляет им. Кроме творческого замысла и знания чисто технических приёмов по созданию такой реальности, разработчик должен нести ответственность за качество созданного мира. Пользователи должны испытывать радость и удовольствие от пребывания в нём. Ведь виртуальная реальность характеризуется эффектом погружения и переживается как что-то личное. Это особенно важно при создании игр для детей.

Особенности профессии

Главная задача архитектора VR — создать виртуальный мир во всех подробностях. Например, где и в какой период времени пролетит птица, откуда выедет машина, куда пойдет человек, когда и с какой силой подует ураган.

Архитектор VR также должен разбираться в возможности реализации задачи, поставленной заказчиком, затратах на её создание, предлагать свои собственные варианты.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Востребованность профессии
  2. Высокая оплата труда
  3. Интересная творческая профессия

Минусы

  1. Профессия новая, нет учебных заведений, обучающих конкретно этой профессии
  2. Ненормированный рабочий день

Место работы

Компании по созданию игр, киностудии, киноконцерны

Важные качества

  • Богатое воображение
  • способность к визуализации
  • безграничная фантазия
  • психологическое образование со знанием тонкостей человеческой психики и психологии
  • креативность
  • гибкость мышления
  • ориентированность на результат
  • ответственность
  • самостоятельность.

Где учиться на Архитектора VR

Ввиду того, что профессия архитектора VR на сегодняшний день является новой, ни в одном вузе мира ей не обучают. Но есть студии и курсы, на которых можно получить базовые навыки по созданию виртуальной реальности. А также узнать о перспективах профессии и области её применения в экономике будущего. Программа курсов студии «Chingis» Владимира Дегена включает следующие аспекты обучения:

  • виртуальная реальность полного погружения: включаем все органы чувств;
  • компоненты проектов виртуальной реальности: идея, программа и контент;
  • генерация правильных идей VR-проектов;
  • построение программной архитектуры VR-проектов;
  • создание VR-контента;
  • баланс между погружением и интерактивностью;
  • состояние "потока": теория и практика в VR-проектах;
  • экология VR-проектов: влияние виртуальной реальности на психику и физиологию человека;
  • социальная ответственность архитекторов VR, подразумевающая определенный моральный кодекс специалистов для создания психологически привлекательного виртуального мира.

Также получить образование можно на следующих порталах:

  • лекции о VR на TED;
  • курс разработчика виртуальной реальности на Udacity;
  • обзорная статья о приспособлениях VR в архитектуре от CEO ARCH Virtual;
  • VR-технологии от корпорации Google;
  • клуб виртуальной реальности virtuality.club;
  • гайд для новичков от AECMagazine;
  • раздел о VR на ARCH Daily;
  • статья на vc.ru о том, где и зачем учиться разработке приложений для VR.

Кроме того, знания о технических аспектах виртуальной реальности можно получить на специальных курсах в Высшей школе бизнес-информатики (ВШБИ).

В школе компьютерных технологий Scream School на курсе «Мультимедийные коммуникации» готовят креативных продюсеров для среды визуальных коммуникаций с окружающим миром.

Получить необходимые знания можно на курсах гейм-дизайнеров, также стоит посмотреть уроки по 3D-моделированию и записаться на факультеты специализированных школ — Scream School, RealTime School и другие.

Школа компьютерных технологий Scream School и Культурный центр «ЗИЛ» создали совместный образовательный проект «Digital профессии - сегодня и завтра», где можно изучить не только правильное проектирование визуального пространства, но и другие факторы, которые формируют у пользователей ощущение полного погружения в цифровой мир: объёмный звук, сенсорные ощущения (запахи, вибрации, кинестетические ощущения и т.п.).

Оплата труда

Зарплата на 12.09.2019

Россия 90000—120000 ₽

Москва 120000—220000 ₽

Оплата труда индивидуальна и зависит от многих факторов: опыта специалиста, величины компании, в которой он работает, масштаба проекта.

Ступеньки карьеры и перспективы

Профессия архитектора VR станет отдельной профессией через 2-3 года. К тому времени технологии дополненной или виртуальной реальности станут повседневной частью жизни всех людей. Сама по себе профессия настолько многофункциональна и всеобъемлюща, что карьерным ростом в ней станет постоянное совершенствование технических навыков и социально-психологических аспектов.

Известные специалисты-архитекторы VR

Владимир Деген - лектор по архитектуре VR; CEO & Founder студии "Chingis", VR-евангелист, более 10 лет опыта разработки компьютерных игр, включая AAA-проекты (Heroes of Might and Magic 5, W.E.L.L. Online, Vizerra), 2 года разработки VR-проектов нового поколения, автор уникальных лекций на CG Event 14, 15, 16; лектор в RealTime School и Scream School; ментор на MIXAR2016 и AR&VR Hackathon 2016.

Для совершенствования знаний в сфере построения виртуального пространства полезно посещать сайты Holographica, в Slack-сообществе VAMR.

Для понимания того, как устроена психика человека, какова физиология получения удовольствия от процесса игры, рекомендуем книгу Jane McGonigal Reality Is Broken, дизайнера и разработчика компьютерных игр.

Google Glass пришли в наш мир, и основная их задача (хотя многие считают, что с ней цифровые очки от Google справляются хуже, ) - накладывать слова и графику из Интернета на реальный мир. Называется это «дополненная реальности». Как только такие устройства хлынут рекой, все возможные приложения дополненной реальности станут доступны: от игр до бизнеса.

Но кто-то же должен делать их.

Администратор мобильных технологий

ПК и смартфоны уже слились в одном новом устройстве — в планшете, и скоро в мире не останется ни одного телефона, одни смартфоны. Следующим шагом будет носимая техника, которая покорит все пределы корпоративных миров.

Предприятиям нужны будут люди, которые смогут справляться с такими устройствами, настраивать их и отслеживать, загружать программное обеспечение и ремонтировать их. Так считает Даниэль Буррус, гендиректор фирмы прогнозирования рынка технологий Burrus Research.

Полевой работник с поддержкой роботов

Согласно заявлению профессоров Массачусетского технологического института Эрика Бриньольфссона и Эндрю Макафи, сейчас активно развиваются роботы и программы, которые смогут справляться с работой «средней квалификации», вроде телефонных звонков с целью опроса.

Профессора говорят, что это вредит созданию новых рабочих мест. Но председатель совета директоров Google Эрик Шмидт считает, что верно и обратное. Будут созданы новые рабочие места, где люди будут работать совместно с роботами над выполнением задач. Кто-то же должен их направлять.

Например, вместо того, чтобы вручную запаковывать коробки, человек будет управлять роботами, которые будут работать в пять раз быстрее.

3D веб-дизайнер


Благодаря новым технологиям вроде HTML5, трехмерный контент в Интернете понемногу будет вливаться в привычный порядок вещей.

Вместо того, чтобы просто просматривать картинки и видео, мы будем погружаться в мир, виртуально блуждая по нему. Например, можно будет сесть в машину или зайти в здание, нажав на кнопочку. Как и в случае с дополненной реальностью, таким веб-сайтам нужны будут специалисты, которые и будут их делать.

Эта работа существует уже сейчас. Предприятия конструируют собственные дата-центры, чтобы быть копией облаков Google или Amazon, используя те же недорогие и высокопроизводительные технологии. Кто-то должен делать такие предпринимательские облака и следить за их работой по мере их роста. Кристин Бернс из Network World окрестила такую вакансию «облачным архитектором».

Диспетчер дронов

С появлением потребительских дронов, предприятия будут использовать их для всевозможных задач, типа однодневной доставки по городу или работы на складе. Кому-то придется сидеть в офисе и следить за ними.

Создатель органов на 3D-принтере


Мы посвящали успехам ученых на поприще печати органов на 3D-принтерах, некоторые из которых создаются из биологического материала, а некоторые - из искусственного.

В конце концов, 3D-печать приведет к большому количеству способов исправлять, заменять или дополнять человеческие тела. У кого-то будет работа проектировать и делать такие части тела.

Конструктор умных объектов

Сегодня возможно добавить крошечные эргономичные сенсоры к любому неодушевленному объекту и «вытащить» этот объект в Интернет. Это называется « », и он породит целый букет новых работ. Люди понадобятся для разработки программного обеспечения и технологий таких датчиков, анимирующих все виды вещей: коробки, двери, ключи, ошейник собаки и так далее.

Тактильные технологии - это еще один способ описать все возможные датчики прикосновений, которые врываются в наши жизни.

Представьте себе технологии, встроенные в вещи, далеко отстоящие от наших смартфонов или планшетов: перчатки, которые будут регулировать температуру; музейные экспонаты, которые позволят трогать вещи за стеклом и т. п. Класс.

Будущее не за горами, друзья. И пока не поздно - учите своих детей так, чтобы им не пришлось остаться без работы в этом самом будущем.

Телефон вместо циркуля или линейки

Рынок мобильных приложений для архитекторов развивается в нескольких направлениях. В области программ для творчества захватила лидерство фирма Morpholio, представляющая порядка пяти различных проектов на рынке. Мы уже писали про приложение, которое традиционный блокнот для зарисовок, а также о программе для быстрого архитектурного проектов с коллегами. Еще есть, например, имитация кальки, когда поверх изображения накладывают другие слои, позволяющие пробовать новые решения. И хотя эти программы условно бесплатные, большинство из них требует покупки , что несколько затрудняет работу и распространение.

Мобильный сегмент, безусловно, не могли обойти стороной и гиганты архитектурного программного обеспечения. Например, Graphisoft создал приложение BIMx . С его помощью прямо на планшете можно просматривать 3D-модели загруженных зданий и все встроенные чертежи. Кроме того, помимо обзора общего вида, предусмотрен режим прогулки по интерьеру. Но, пожалуй, главная особенность — функция секущей плоскости в онлайн-режиме (доступная в платной версии). Благодаря этой разработке простым движением пальца можно сделать разрез по зданию в любом месте. Приложение давно и активно используется российской аудиторией и хорошо показало себя в работе с заказчиком. Хотя, как и в большинстве приложений, есть куда стремиться. Например, пока нет возможности отображать разные слои и делать пометки прямо в приложении.

Не отстает и Autodesk. В 2014 году был обновлен главный <инструмент по работе с чертежами на мобильных устройствах — Autodesk 360 . Облачная платформа позволяет не только просматривать чертежи, но и вносить базовые правки, а также прямо в приложении обсуждать проект с коллегами и делать пометки. Из схожих альтернативных продуктов большую популярность набирает Plangrid , который не привязан к каким-либо специальным форматам и работает с pdf-файлами. Весь процесс организован через «облако», но использование приложения возможно и без интернета. Помимо внесения правок прямо на чертежах, можно прикреплять фотографии и добавлять комментарии.

Естественно, что разрабатываются решения и с участием BIM-технологий. Мы уже писали об американском примере, когда на строительстве колледжа порядка 11 млн. долларов благодаря применению и совместной работе в единой онлайн-среде. Еще в 2012 году на основе BIM был разработан пакет программ Autodesk BIM 360 . Полностью адаптированная под мобильные устройства облачная среда совместима со всем пакетом Building Design Suite (куда входят, например, Autocad и Revit) и позволяет использовать возможности информационного моделирования зданий непосредственно на строительной площадке.

Активно развивается на архитектурном рынке Trimble . Американская компания, изначально специализирующая на поставке приемных устройств для геодезических приборов, постепенно начала входить в архитектурную сферу, скупая конкурентов. В том числе у Google был приобритен SketchUp, а в прошлом году было объявлено и о поглощении Gehry Technologies, где как раз занимались разработкой платформы для BIM-проектирования, — в частности, с помощью специального приложения было построено такое технологически сложное сооружение, как в Париже архитектора Фрэнка Гери. Среди других студий, использующих программу Trimble Connect, значатся Zaha Hadid Atchitects, UN Studio и COOP HIMMELB(L)AU.

Про мир, который меняется на глазах

Пока BIM-технологии (как, впрочем, и «зеленая» зданий) не слишком активно приживаются на российском рынке, специалисты всерьез прогнозируют следующий виток развития сферы — взаимодействие с информацией об объекте с помощью дополненной реальности. Дополненная реальность (на англ. AR) — это технология наложения виртуальных образов на объекты материального мира в режиме реального времени. Самый очевидный пример все могли видеть в фильме «Терминатор», где робот Т-800 при взгляде на объекты считывал различную информацию о них. По той же технологии работают Google Glass, изображения на лобовых стеклах машин и в салонах самолетов-истребителей.

Перспективы этой технологий для строительного мира очень обширные. Сергей Кирьякиди в статье на портале isicad.ru пишет , что применение дополненной реальности «послужит началом нового стандарта представления проектной информации и работы с ней на строительной площадке». Эта концепция позволит всем участникам процесса работать в едином визуальном информационном поле. Вся необходимая информация будет доступна в реальном времени в любой точке строительной площадки — без кипы чертежей, планшетов и ноутбуков.

Хотя до таких глобальных изменений еще далеко. Пока же AR-технологии используются прежде всего девелоперами и агентствами недвижимости. Те применяют приложения дополненной реальности в качестве интерактивного аттракциона на замену стандартному макету за стеклом в офисе продаж. Преимущество подобных технологий — в том числе и в мобильности. Необходим лишь планшет с приложением и лист бумаги с распечатанным на нем маркером. При наведении гаджета на этот самый маркер на экране появляется модель здания, которую можно рассмотреть со всех сторон, крутя лист бумаги.

Впрочем, архитекторы, которые макет здания , прежде всего, все-таки как арт-объект, вряд ли массово используют девелоперский опыт. Хотя бюро «Остоженка» на выставке «АРХ Москва 2015 продемонстрировало, что подобные приложения подходят не только для продажи объектов. Посетители выставки наверняка запомнили выставочный проект бюро, которому выпала честь организации персональной экспозиции.

Архитекторы отошли от традиционного формата и задумали выставку как место для встреч и дискуссий. Пространство было зонировано вертикальными полосами ткани, на которые нанесли специальные маркеры. При наведении на них телефона или планшета (после установки специального приложения) можно было увидеть на экране гаджета 3D-модель одного из девяти зданий студии.

Уже сейчас есть решения, которые можно использовать не только в инсталляциях, но и на практике. Создатели проекта SmartReality разрабатывали свой продукт именно для строительной сферы. Модели, показываемые в SmartReality, можно разбивать по слоям и, например, отображать только слой с инженерными коммуникациями. Но, пожалуй, главная заслуга разработчиков — интерактивные узлы конструкций, отлично подходящие для обсуждения с подрядчиками и строителями. Деталь отображаетсяне простов разрезе, который можно приблизить максимально и крутить в любом направлении, но также есть возможность раздвигать слои друг относительно друга, что дает лучшее представление обо всей конструкции. Правда, такие модели создаются не автоматически, а сотрудниками компании на основе моделей и чертежей, которые загружают архитекторы. В ближайших планах также значится создание виртуальных интерьерных туров от первого лица.

В отличие от своих коллег, компания Augment не предоставляет интерактивного управления деталями, но зато встраивается в качестве плагина в такие программы как SketchUp, Revit, 3D Max и SolidWorks, т.е. можно загружать свои объекты прямо из наработанных библиотек без помощи сотрудников компании. Эта особенность открывает совсем другие возможности. Уже не нужны никакие распечатанные листы бумаги. Пользователь просто наводит гаджет на нужное место, выбирает модель из каталога и встраивает ее в интерьер. Таким образом, можно показать заказчику, как будет выглядеть конкретная мебель в интерьере или малые архитектурные формы во дворе жилого комплекса. Хотя необязательно ограничиваться «мелочами»: можно работать и с макетами развития территорий, в которые подставлять и масштабировать новые объемы.

Среди решений по работе с объектами в реальном масштабе интересную технологию предлагает проект Urbasee Future . Макет здания загружается на сервер, после чего привязывается к конкретной геолокации (например, к месту, где будет построено здание). Приложение синхронизируется с сервером, и, будучи на той самой локации, вместо котлована или поля отображает проект здания в масштабе 1:1. Вполне возможно, что в будущем подобную наработку возьмут на вооружение администрации городов, чтобы рядом с каждой стройкой устанавливать инфостенд, в котором через специальное приложение появится возможность посмотреть, как будет выглядеть в реальности будущее здание.

Еще дальше пошли создатели Visidraft . В этом проекте архитекторы загружают свои собственные модели без чьей-либо обработки (важно уменьшить количество полигонов для лучшей скорости отображения). Поддерживают форматы программ SketchUp, Revit и 3D Studio. После загрузки библиотеки можно расставлять мебель на экране планшета прямо по комнате или целому офису. Главная особенность — необязательно находиться на одном месте. Приложение запоминает расположение объектов и формирует самый настоящий виртуальный тур.

На сегодняшний день сфера дополненной реальности считается одной из самых быстрорастущих. Соответствующие технологии вступили в активную стадию разработки в течение последних пяти лет, и по оценкам специалистов им понадобится еще лет 10-15, чтобы произвести нечто вроде революции. И пусть Google Glass не смогли захватить рынок с первого раза — совершенно очевидно, что новые разработки дают преимущества всем. Они, наконец, объединят всех участников строительного процесса в едином визуальном информационном поле и избавят от кипы чертежей и постоянной привязки к компьютерам.

Появление удобных онлайн-инструментов, позволяющих путешественнику легко организовать самостоятельную поездку (сервисы бронирования билетов и отелей, навигаторы и приложения-гиды по достопримечательностям) - не единственный вызов для туристической отрасли. Виртуальная реальность совсем близко: кроме уже широко известного шлема Oculus Rift, появились носимые гаджеты от Samsung и HTC. Пока их функционал ограничен, но по мере развития технологии виртуальные приключения начнут конкурировать с настоящими путешествиями. Скажем, клиент сможет выбирать между поездкой на реальный рок-фестиваль и виртуальной многопользовательской игрой «Вудсток», где можно будет окунуться в уникальную атмосферу 1969 года, да еще и в образе какого-нибудь известного музыканта. Поэтому туристический бизнес будет строиться с учетом этих технологий - например, будут разрабатываться шоу и экскурсии с дополненной реальностью (технологией, позволяющей дополнять реальные объекты наложенной поверх информацией - например, с помощью мобильных приложений и специальных очков). Распространение роботов тоже внесет некоторые изменения. Вот несколько профессий, которые по мнению экспертов «Атласа новых профессий», появятся до 2030 года:

Дизайнер дополненной реальности территорий разрабатывает различные пласты дополненной реальности вокруг определенной территории - от исторических справок и забавных фактов до реконструкции старинных видов и виртуальных шоу с историческими персонажами. В процессе разработки нужно учитывать и ландшафт местности (чтобы дополненительная информация органично вписывалась в «настоящую» картинку), и ее исторический и культурный контекст. Например, для Красной площади можно создать несколько вариантов из разных эпох - времена Ивана Грозного, Революция, 1960-е и т. д. Дизайнер дополненной реальности территорий должен одновременно быть хорошо подкован в истории и культуре, разбираться в IT и быть отличным дизайнером.

Консьерж работотехники. Роботизированные отели уже существуют в Америке, Китае, Японии и других странах, и хотя механические швейцары, горничные и курьеры в целом справляются со своими обязанностями, за ними все равно должен присматривать человек. Такой консьерж должен хорошо работать в условиях многозадачности, разбираться в механизмах и уметь находить общий язык с искусственным интеллектом.

Разработчик интеллектуальных туристических систем. Автоматизированные системы покупки билетов, навигации и бронирования гостиничных мест или квартир становятся все популярнее. Уже сейчас основатели компаний, связанных с туризмом, зарабатывают на разработке уникальных алгоритмов поиска - например, . Спрос на простые, удобные и быстрые решения в этой сфере будет только расти. Кроме того, все большее значение будут иметь персонализация и возможность создания индивидуальных маршрутов.

Режиссер индивидуальных туров. Стандартный пакет экскурсий развлечений сможет обеспечить себе практически любой турист - с помощью приложений-гидов. Продумать логистику тоже будет несложно. Но людям всегда хочется необычных впечатлений - поэтому будет расти спрос на профессиональных гидов, способных разрабатывать и лично проводить уникальные туры по запросам конкретных клиентов. Эта профессия в каком-то смысле существует уже сейчас (например, в Париже проводят индивидуальные туры в духе 1920-х, а в Хошимине - местные жители катают гостей на скутерах и знакомят с интересными районами и уличной едой). Но по мере исчезновения традиционных туроператоров она будет становиться все более массовой.

Разработчик тур-навигаторов. Уже сейчас существует множество приложений, позволяющих туристу сориентироваться в городе. Со временем они станут еще более персонализированными и смогут учитывать самые разные факторы - от личных интересов и вкусов пользователя до афиши культурных событий в данной местности.

Бренд-менеджер территорий - Консультант и организатор, который отвечает за «виртуальный имидж» территории. Он создает образ и легенду местности, вокруг которой легенды объединяется весь дизайн, айдентика, информационное освещение и виды сервисов. Это позволит предложить туристу не просто веселое времяпрепровождение, но и уникальный опыт. В будущем погоня за необычными впечатлениями только обострится - так что профессия станет очень актуальной.