Из первых общество трезвости было. Православные общества - общество трезвости

Из первых общество трезвости было. Православные общества - общество трезвости

Сегодня в Москве для людей, страдающих от алкогольной и наркотической зависимости, при храмах открыты три общества трезвости, ряд консультационных центров, группы самопомощи

«Алкоголикам и наркозависимым помогают в двадцать одном храме Москвы», - заявил 19 октября на заседании Комиссии по церковной социальной деятельности Москвы сотрудник Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин. По его словам, самый распространенный вид помощи - предоставление помещений для групп самопомощи. Также Церковью проводятся молебны, при храмах Москвы действуют три общества трезвости, консультационные центры. Активнее всего алкоголе- и наркозависимым помогают в Преображенском и Михайловском благочиниях, где в общей сложности функционируют 8 проектов.

Ирина РЕДЬКО

Храмы Москвы, где оказывается помощь алкоголикам и наркоманам:

Вид помощи

Прп. Андрея Рублева в Раменках Благочиние Михайловское угол ул. Раменки и Мичуринского пр-та

Тел.: 792-20-18

Молебны перед иконой «Неупиваемая Чаша», обеты трезвости, общение с родственниками.

Воскресения Христова в Сокольниках Благочиние Преображенское Сокольническая пл., д. 6

Тел.: 268-54-10, 268-55-43

Работает «Школа трезвения»

Препп. Зосимы и Саватия Соловецких в Гольяново Благочиние Преображенское ул. Байкальская, д. 37-а

Тел.: 460-22-40

Группа анонимных алкоголиков

среда, пятница - 19.00

Св. вмц. Ирины в Покровском Благочиние Богоявленское ул. Ирининская, д. 38

Тел.: 261-75-40, 267-60-11

Центр реабилитации алкогольно- и наркозависимых, жертв сект, бывших заключенных и т.п.

Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке Благочиние Москворецкое ул. Большая Ордынка, д. 20

Тел.: 951-13-00, 953-18-98,

Реабилитационная программа «Старый свет».

Тел 8-926-523-65-53.

Консультации для зависимых и их родных и друзей – по понедельникам в 19.30, лекции для родственников – в субботу в 9.30 утра. При храме работают группы: анонимные наркоманы в 19.30 по понедельникам и родственники наркоманов в 19.00 по четвергам

Свв. бесср. Косьмы и Дамиана в Космодамиановском БлагочиниеВсехсвятское ул. Правобережная, д. 6

Тел.: 572-36-28

Центр реабилитации алкогольно- и наркозависимых, жертв сект и т.п.

Свв. Бесср. Косьмы и Дамиана в Шубине БлагочиниеСретенское Столешников пер., д. 2

Тел.: 629-41-04, 629-10-11, 629-04-93

Группы анонимных наркоманов–по субботам 18.30, анонимных алкоголиков–по воскресеньям 19.00, родственники алкоголиков – по воскресеньям 19.00

Свт.Николая Мирликийского в ТроекуровеБлагочиниеМихайловское ул. Рябиновая, д. 24-а, стр. 1

Тел.: 447-04-64

Центр социальной помощи заключенным, трудновоспитуемой молодежи и лицам, находящимся в наркотической зависимости

Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе Благочиние Богоявленское ул. Нижняя Красносельская, д. 12, стр.

Тел.: 261-51-4

Группа анонимных алкоголиков– по воскресеньям в 18.00, родственники алкоголиков –по вторникам в 18.30, родственники наркоманов –по воскресеньям в 15.00

Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь БлагочиниеДаниловское ул. Даниловский Вал, д. 22

Группа анонимных алкоголиков – в среду и пятницу в 9.00, по четвергам – в 18.00, по воскресеньям – в 12.00. Работает православный Центр помощи зависимым «Метанойя»

Тихвинской иконы Божией Матери Симонова монастыря (Патриаршее подворье) Благочиние Даниловское ул. Восточная, д. 4

Тел.: 675-21-95, 675-45-54

При храме работают группы анонимных наркоманов – по средам в 18.00

и анонимных алкоголиков

– по вторникам в 18.30

Троицы Живоначальной в Хорошове БлагочиниеУспенское Карамышевская наб., д. 15

Тел.: 499 - 197-30-29

Православный клуб при наркодиспансере. При храме работает группа анонимных игроков – по средам в 19.00

Успения Пресвятой Богородицы в Косино Благочиние Преображенское ул.Большая Косинская, д. 29

Тел.: 700-22-09, 700-34-35

Работает «Школа трезвения»

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь Благочиние Покровское Крестьянская пл., д. 10

Тел.: 676-95-70, 676-93-87

Группы: анонимных алкоголиков

в среду и четверг в 19.00,

самопомощи (родственники наркоманов) - понедельник 19.00

Проводится консультационный прием от реабилитационной общины Тиль деревни Дураково Калужской области.

Успения Богородицы в Вешняках Благочиние Преображенское ул. Юности, д. 17

Тел.: 374-50-58

В храме работают группы: анонимных наркоманов – вторник, среда 19.00, пятница 19.30, воскресенье 19.00 и анонимных алкоголиков понедельник, четверг, суббота 19.00

Храм иконы Божией матери «Знамение» в Кунцеве Благочиние Михайловское ул. Большая Филевская, д. 65

Тел.: 499 - 144-25-20

При храме функционирует группа анонимных наркоманов

Храм Архангела Михаила в Тропареве Благочиние Михайловское просп. Вернадского, д. 90

Тел.: 433-24-76, 433-27-77

При храме - группа анонимных наркоманов – понедельник 19.00, суббота 18.00

Храм Святителя Тихона Задонского на Ширяевом поле в Сокольниках Московский парк «Сокольники», Майский просек, владение 5, стр. Тел.: 264-29-56, 499-748-0608.

При храме - группы анонимных наркоманов среда и суббота 19.00, анонимных алкоголиковпонедельник, пятница 19.00 и родственники наркоманов – четверг 19.00

Храм Успения Богородицы в Гончарах (Болгарское подворье) БлагочиниеПокровское ул. Гончарная, д. 29

Тел.:915-62-88, 915-62-16

Группа анонимных алкоголиков – понедельник, среда 18.30

На территории Крутицкого Патриаршего подворья Благочиние Покровское ул. Крутицкая, 17, стр. 5. Тел.: 676-67-63

Амбулаторный центр помощи пострадавшим от тоталитарных сект и оккультизма, а также лицам, страдающим наркотической, алкогольной, игровой и иными формами зависимостей. Душепопечительский Центр святого Иоанна Кронштадтского

Никаких психотерапевтических техник - просто задушевные разговоры

Эти клубы редко дают объявления в газетах и уж точно не продвигаются в Интернете. Зато неприметные объявления о них есть почти в каждой московской церкви: борьба с алкоголизмом, увы, актуальна для многих семей. Но по фильмам и книгам мы хорошо представляем себе, что такое анонимные алкоголики, - и это имеет мало общего с православием! На что же похожи эти группы трезвости, что там делают с пьющими людьми и чем они могут помочь?

Собрание семейного клуба трезвости при храме Всех Святых на Соколе. Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО православным семейным клубом трезвости

Я созависимая, - худая девушка с лицом, закрытым волосами, говорит тихо, как будто в себя. - Первый муж мой умер от передоза наркотиков, второй муж - алкоголик. Я пила с ним вместе, потом бросила пить, а теперь он тоже бросил пить и сказал... что от меня уходит.

Девушку, которая представилась Мариной, слушают чуть больше 10 человек. В углу - иконы, на столе - чай с печеньями: постоянные члены группы всегда что-то приносят к столу. Это одна из нескольких групп трезвости, работающих при храме Всех Святых, что около станции метро «Сокол». Всего этих групп по Москве - несколько десятков.

Не выпить, а употребить

Значит, так, давайте разберемся, - размеренно говорит ведущий Виталий Иванов. - Что значит - бросил? Он вам прямым текстом об этом сказал? Когда это было?

Ну, если он собрал вещи... - Марина всхлипывает. - Это было две недели назад, и я до сих пор не могу прийти в себя...

Все остальные сочувственно кивают, изредка дают советы, прихлебывают чай и заваривают новый. О божественном заходит разговор нечасто: только двое из присутствующих советуют усерднее молиться и предполагают, что «все это не зря, здесь действуют духовные законы». Нет: большинство в группе, включая и ведущего, дают обычные житейские советы. Расслабиться, попытаться выдохнуть, просто пережить - и через годик-другой начать новую жизнь. Просто разговор и просто сочувствие действуют: через 10 минут Марина уже может откинуть прядь волос за ухо и показать вполне милое и юное лицо.

А вы как, Дарья? - Виталий спрашивает у следующей за столом женщины. Она постарше Марины, ей лет сорок. Прихлебывает чай и сдержанно улыбается.

А я уже 39 дней держусь! - реплика Дарьи вызывает восхищенный гул. Ведущий тоже радуется: молодец! - Я, если чувствую, что меня снова тянет употребить... - просто задерживаюсь на работе до 10 вечера и не успеваю ничего купить!

Слова «водка», «вино», «выпить» в группе если и не под запретом, то под негласным табу. Говорят: «алкоголь», «употребить»... Дарья «употребляла» слишком сильно, особенно после развода (да, для женщин алкоголь и личная жизнь оказываются слишком часто связаны). Дошла до физической зависимости. Но после того как пошла в группу и еженедельно разговаривает с коллегами за чаем - срывы стали все реже. Больше месяца - это уже прогресс. Недалеко и до полного излечения!

Не психотерапия, а взаимопомощь

Наша система православных семейных клубов трезвости работает уже 25 лет, с самого начала 90-х годов, - рассказывает «МК» Виталий Иванов. - В основе лежит система великого хорватского психолога и нарколога Владимира Худолина. Наши группы называются «группы самопомощи». Здесь присутствуют опыт людей, знание, полученное на основе этого опыта - и Святой Дух. Никаких психотерапевтических техник нет, мы даже не имеем права на это: лечить, если надо, должен врач-профессионал.

Эта самая система само- и взаимопомощи - то есть «просто поболтать» - вытянула из зависимости и самого Виталия. В его жизни были и алкоголь, и - при попытке бросить - легкие наркотики. Но зависимость как таковая оказалась слишком стойкой и грозила самыми серьезными медицинскими неприятностями. «Не бросишь - сдохнешь!» - сказал Иванову очередной врач, вытащивший его с того света. И Виталий начал искать пути, как бросить.

Около пяти лет я двигался самостоятельно, но полностью преодолеть эту страсть не мог, - говорит Иванов. - И только когда попал в клуб, когда появилось, перед кем отвечать каждую неделю, - у меня получилось дать единожды обет: не пить. И больше уже не нарушать его.

…Похвалив Дарью, все обращаются к следующей участнице - Галине Степановне. Она проблем с алкоголем не имеет, зато ее сын - еще какие. Прежде чем перейти к делу, вся группа выслушивает целый поток ругани: и деньги сын тратит, и девок водит… И наконец, страх - почти животный: сожжет квартиру, а то, может, продаст! Где на старости лет жить тогда?!

Вот смотрите, Галина Степановна, - вступает Светлана, постоянная посетительница группы (только что вытащила из многомесячного запоя мужа). - Вы слышали про психологические границы? Вам надо их установить: допустим, кого он там водит - это его дело, но если он водит в вашу общую квартиру, то вы можете быть против! И главное: не разговаривайте с ним пьяным - дождитесь, пока протрезвеет!

Да, конечно, я уж и так к нему с дипломатией! - кивает Галина Степановна. Слушает все советы, даже записывает. Но по глазам видно: вряд ли сможет выполнить. Сын - явно человек сложный, а из матери психолог неважный... Ну, да будем надеяться на лучшее!

Удариться об дно

Алкоголизм - это химическая и психологическая зависимость, которая корректируется сначала медикаментозно, а потом - поведенчески, - рассказывает «МК» психолог и тренер Адриана Имж. - КПД лечения во всех практиках довольно низкий, обычно не превышает 15–20%. Обычно у нас три слагаемых: изоляция клиента от привычного образа жизни с доступом к алкоголю, медикаменты и психотерапия.

По словам эксперта, невозможно работать с психологическими причинами, пока есть доступ к химическим веществам и зависимость от них. А вот распространенное в народе «решил и завязал» часто провоцирует синдром отмены, который может даже стать причиной смерти зависимого.

А вы, Галина Степановна, попробуйте не готовить ему еду, раз он пьет, - советует ведущий. - Пусть он осознает, насколько глубоко может провалиться, если продолжит пить!

Правда? Хорошо! Вот приготовила ему сегодня котлетки - так не дам же!.. - в глазах Галины Степановны зажегся огонек: видно, что этот метод она поняла лучше.

Психиатры знают этот способ и называют его «удариться об дно», рассказывает Адриана Имж. Очень часто родственники, защищая себя от стыда, не позволяют пьющему человеку встретиться с последствиями: убирают следы пьянства, выводят из запоя и так далее. Отказ это делать приводит к резкому снижению качества жизни зависимого, что в ряде случаев помогает ему осознать, насколько ужасно воздействие алкоголя.

Успокоив Галину Степановну, ведущий передает слово следующему участнику группы. Иван настолько не похож на алкоголика, насколько это вообще возможно. Просто так вот сложилось: пару лет назад у него была отличная любимая работа с утра до ночи, постоянные командировки и путешествия, сколько угодно времени на хобби - стендовую стрельбу… А сейчас ничего этого нет, зато есть запои раз в несколько месяцев и красавица жена - вот она, сидит рядом.

Я сделал свой выбор, я ни о чем не жалею, - улыбается Иван, ухоженный молодой парень с плечами атлета и бородой Алеши Поповича. - Но вот иногда иду мимо бара - и думаю: что я, не могу кружку выпить?..

И все, пропадает на несколько дней! - подтверждает Софья, его жена.

Здесь советуют немного - да и что можно посоветовать? Софью просят дать мужу чуть больше свободы, самого Ивана убеждают, что лучше ездить на охоту или стрельбу, чем пить... Но, кажется, эта пара зря пришла сюда вместе. Им еще разбираться и разбираться друг с другом, а алкоголь, который так пугает молодоженов, - лишь симптом.

Страсти и зависимости

Мы боремся не только с алкоголизмом, но и с другими страстями, - рассказывает после завершения группы Виталий Иванов. - Это наркомания, игромания - социально опасные вещи. Но и все остальные страсти, менее тяжелые, устроены так же. Трезвение - это избавление от страстей...

Что на православном языке «страсти», то у психологов называется «зависимости». Легкий, слишком легкий способ получения кайфа. «Проблема в том, - говорит Адриана Имж, - что алкоголики и другие зависимые имеют тенденцию делать зависимость из всего: еды, сигарет, отношений, даже добрых дел».

Поэтому, - замечает психолог, - теоретически есть опасность, что религиозная группа трезвости может усугубить положение: религия может стать не лечением, а новым видом зависимости, превращая человека в религиозного фанатика.

Есть ряд признаков деградации личности, - продолжает Адриана Имж. - Снижение количества тем и интересов, сужение круга общения, попытка обратить всех в свою веру, нетерпимость к близким, разрушение старых связей, потеря мотивации двигаться к новому... Если это происходит, есть вероятность, что человек не лечится от зависимости, а лишается себя.

Опасность такая, может быть, и есть - но посиделки с чаем и разговорами по душам на заданную тему настолько далеки от религиозного фанатизма, что, кажется, в данном случае этой опасностью можно и пренебречь.

СПРАВКА "МК"

Движение трезвости в России началось «снизу» - с крестьянских общин середины XIX века, озабоченных пьянством в деревнях. Собственно, и массовое пристрастие к крепким напиткам в России зародилось именно тогда, с отменой крепостного права и массовым исходом на заработки в город. Государство в целом идею обществ трезвости поддерживало, но болезненно относилось к любым попыткам распространения идеологии трезвения.

Одним из самых удачных проектов общества трезвости оказались общины «чуриковцев» - последователей ученика Льва Толстого, «братца Иоанна» Чурикова. Сторонники абсолютной трезвости и высокодуховной жизни объединялись для взаимопомощи и поддержки друг друга, и сеть эта оказалась настолько прочной, что пережила даже Октябрьскую революцию (дом этого братства в Вырице под Петербургом - на фото) . Правда, в 1929 году Чурикова арестовали и расстреляли, общинам вскоре тоже дали красный свет: слишком все это выглядело по-христиански. А ведь они старались быть преданными Советам - даже портреты Ленина вешали рядом с иконами!

Одно из недавних государственных воплощений идеи - Всесоюзное добровольное общество борьбы за трезвость, существовавшее в 1985–90 годах. «Один из начальников решил, что нам в институте нужно организовать первый полностью трезвый коллектив, - рассказала «МК» москвичка Елена Грознова. - Нам обещали за вступление в общество поменять в комнате мебель. Мы даже пару раз справили свадьбу с напитками не крепче пива (разошлись не очень довольными). Через пару лет это все кончилось. Кстати, мебель нам так и не поменяли».

Российские общества трезвости

В XIX веке, с искусственным насаждением пьянства, в народе возникло стихийное движение за трезвость, которое было поддержано Русской Православной Церковью.

После подавления царизмом первого трезвенного движения 1858-1859 годов российские общества трезвости начали создаваться только в 1880-е гг., когда произошло утверждение капитализма в России, во время действия акцизной системы продажи алкоголя. Второе трезвенное движение в России (1880-е - начало 1917 г.) явилось одним из ответов российского традиционного, "крестьянского" общества на наступление капитализма, на ограбление и разрушение общества посредством возрастающего производства и продажи алкоголя. Одним из первых было Татевское общество трезвости при церковно-приходской школе села Татево Бельского уезда Смоленской губернии, созданное 5 июля 1882 г. замечательным русским педагогом Сергеем Александровичем Рачинским (1833-1902). Вместе со своими бывшими учениками - выпускниками школы и вышедшими из неё учителями - он принял в этот день в церкви торжественный обет трезвости сроком на один год. Впоследствии обеты ежегодно возобновлялись, число членов общества колебалось между 50 и 70 (кроме детей). Положение изменилось в 1888 г., когда круг членов общества начал заметно расширяться. Рачинский пишет: "В воскресенье, 25 сентября, ко мне пришли перед обедней семь крестьян, почти все мне незнакомые, из разных, отчасти отдалённых деревень, и решительно и настойчиво заявили желание присоединиться к нашему обществу". С этого дня не проходило почти ни одного воскресенья и праздника, чтобы к обществу не присоединились новые члены. За неполный год число членов возросло до 383. Кроме того, в течение 1888 г. под влиянием Татевского общества по инициативе молодых священников возникли самостоятельные общества в соседних приходах Травине и Шопотове, в с. Пречистом Духовщинского уезда; в соседнем с Татевом с. Меженинке и в с. Дровнине Гжатского уезда,44 т. е. всего в пяти сёлах. Как указывает историк православной педагогики И.В. Гусев, в 1889 г. С.А. Рачинский опубликовал второй отрывок "Из записок сельского учителя" с описанием опыта "Татевского общества трезвости" в "Русском Вестнике" (№8). В том же году статья была перепечатана в приложении к "Церковным ведомостям" (№ 34). На неё было много отзывов. Завязалась обширная переписка. "Пишут ко мне из всех краев России, люди всех возрастов и звания, люди всех степеней умственного развития, начиная от высокообразованных лиц, озабоченных подъемом нравственности в нашем простом народе, и кончая полуграмотными горемыками, одержимыми всеми степенями delirium tremens" - писал Рачинский в работе "Открытое письмо", опубликованное в приложении к "Церковным ведомостям" (1889. №50). В переписке, указывает Гусев, Рачинский давал практические советы по организации общества, обязанностях его членов, приводил форму книги трезвости Татевского общества и касался множества других вопросов. Сегодня мало кому из педагогов известно имя Сергея Александровича Рачинского. А между тем, по отзывам современников, "Рачинский - это имя мирового значения. Когда педагогическая мысль займется изучением его принципов, она, может быть, о нем первом скажет, что он был не педагог - переводчик западных идеалов на русскую почву, а творец самобытных русских идеалов просвещения"

Православная Церковь откликнулась на возраставшую угрозу пьянства и поддержала первые ростки трезвенного движения.

Рачинскому удалось осуществить часть своих планов - в 1898 году по его инициативе в России было открыто 25500 церковноприходских школ, а в 1905 году таких школ было уже 42 696, что составляло 46,5% по отношению к общему числу начальных школ в стране.

Также и Татевское общество трезвости послужило образцом для тысяч подобных обществ в России и положило начало грандиозному движению за трезвость в Русской Православной Церкви. В 1889 году появляется циркулярный указ Святейшего Синода от 10 августа, в котором, в частности, Епархиальным Преосвященным предлагалось "донести Святейшему Синоду, существуют ли в настоящее время, из какого числа лиц и в каких местностях Общества трезвости, и в чём обнаружилось влияние их на религиозно-нравственное состояние как принадлежащих к их составу лиц, так и на окрестное население". После этого указа число приходских обществ трезвости в России стало быстро расти. К 1913 году существовало более двух тысяч обществ трезвости, в которых состояло около полумиллиона человек.

За короткий исторический период Русская Православная Церковь сумела создать всероссийскую комплексную систему воспитания народа в духе трезвости и благочестия на религиозно-нравственной основе. Эта система включала в себя:

1) непосредственную работу с семьями в обществах трезвости, братствах, попечительствах и других подобных им учреждениях;

2) разработку религиозно-нравственных, научных и организационных основ борьбы с пьянством в народном быту;

3) широкое издание религиозно-нравственной, научной и художественной литературы антиалкогольной направленности, выпуск журналов, газет и листовок, посвящённых этой проблеме;

4) организацию внебогослужебных проповедей, а также лекций, чтений и бесед, выявляющих вред пьянства и пользу трезвого благочестивого образа жизни;

5) открытие библиотек и специализированных книжных лавок, укомплектованных антиалкогольной литературой;

6) создание воскресных школ для членов общества и их детей, а также детских садов для самых маленьких членов семей трезвенников;

7) обучение желающих церковному и светскому пению;

8) устроение паломничеств, крестных ходов и прогулок с образовательными целями;

9) организацию здорового и нравственного досуга трезвенников;

10) создание противоалкогольных музеев и выставок;

11) организацию трезвенных чайных и столовых;

12) создание касс для оказания материальной помощи нуждающимся и бюро трудоустройства.

Отдельно обсуждалась проблема школьного алкоголизма и обсуждались меры отрезвления через воспитательную работу в школе. В церковно-приходских школах вводились специальные "уроки трезвости", создавались учебные пособия, написанные, в основном, священниками. Обсуждалась возможность проведения идеи трезвости в школьных курсах Закона Божия, русской и зарубежной словесности, отечественной и мировой истории, географии и даже математики. Предлагались соответствующие программы. Кадры для проведения этой работы готовились в духовных и учительских семинариях по всей стране. В середине 1890-х гг. введение в России казённой винной монополии и расширение продажи алкоголя принесло с собой усиление тяжких разрушительных последствий для народа. Ответом общества стало расширение сети трезвенных объединений. Многие молодые священники, в частности выпускники Петербургской духовной академии, явились последователями С.А. Рачинского. Одним из них был священник Александр Васильевич Рождественский (1872-1905), открывший 30 августа 1898 г. в Петербурге Александро-Невское общество трезвости при бесприходной церкви Воскресения Христова (Воскресенской) при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви (Обводный канал, 116, у Варшавского вокзала). Уже в первый год в общество записалось 3204 человек. Вскоре общество стало своего рода центром методической и материальной поддержки для церковных обществ трезвости всей России. (47)

Число его членов значительно выросло. Так, в 1910 г. в него записалось 75889 человек, в т.ч. 35232 уплатили членские взносы. После кончины А.В. Рождественского с 1905 г. руководителем общества являлся протоиерей Пётр Алексеевич Миртов

Рисунок 3. П.А. Миртов принимает обет трезвости у фабричных рабочих. Петербург, 1907 г.

Трезвенное движение отошло на второй план общественной жизни в период революции 1905-1907 гг., но после её окончания оно стало вновь шириться. Так, в рапорте секретаря Екатеринбургской духовной консистории (декабрь 1910 г.) говорится следующим образом об обстоятельствах создания Нижне-Тагильского братства Животворящего Креста Господня, открытого 9 октября 1907 г. и занимавшегося среди прочего трезвенной работой:

"Конец 1905 года и весь следующий затем 1906 год ознаменовались колебаниями в народе веры и религиозно-нравственных устоев жизни. Явились неведомые учителя и начали развращать народ, отвлекать от церкви и духовенства. Агитаторы устраивали сходки и уловляли народ в свои сети, особенно молодёжь. Тёмной силе нужно было противопоставить силу Евангельского христиански-православного света, незаконным и злобным сборищам противопоставить законные и проникнутые христианской любовью собрания. Так возникло Братство, деятельность которого проявилась в религиозно-нравственных чтениях, в помощи членам Братства и их семьям в случаях оказавшейся нужды, а также благотворительностью всякого рода".

По рапортам духовных консисторий, направленным в ответ на упомянутый выше циркуляр Св. Синода № 8038 от 28 августа 1910 г., к началу 1911 г. в России насчитывалось 1767 церковных обществ трезвости. Динамика открытия обществ, отражённая в табл. 2, говорит о том, что рост числа вновь открываемых обществ стал заметным с 1908 г., а с 1909 г. движение стало массовым.

Отметим следующие закономерности. Трезвенное движение было по характеру культурническим, охранительным, т. е. направленным на положительное развитие в рамках существующего строя. Оно шло на подъём в период мирного развития, являясь целительным, терапевтическим ответом на вызовы приближающихся общественных кризисов, когда общество искало способы разрешения назревших проблем; или же было лекарством для выздоровления после уже происшедших тяжёлых общественных потрясений (проигранные войны 1854-1856 и 1904-1905 гг., революция 1905-1907 гг.). Спады или прекращение движения происходили тогда, когда на смену мирному, эволюционному развитию приходили революционные потрясения и войны, когда в обществе начинали преобладать насильственные, "хирургические" методы решения проблем.

На 1-е января 1911 г. в России (без Польши и Финляндии) насчитывалось 1873 общества трезвости, как религиозных, так и светских. В них числилось более 500 тыс. членов, т. е. больше, чем во всех революционных и буржуазных политических партиях, вместе взятых! Показательны география, социальный состав и идейная направленность обществ. Около трёх четвертей (74,5%) всех обществ находилось в сельских поселениях и только чуть более одной четверти (25,5%) - в городских. В сельских обществах преобладали крестьяне, в городских - рабочие. Большая часть последних была отходниками или недавними выходцами из села, сохранившими связь с деревней и крестьянское мироощущение. 1782 обществ (95,0%) были религиозными и лишь 91 общество (5,0%) было светским ("гражданским"). Из религиозных обществ трезвости 1771 (99,4% всех обществ) было православным (РПЦ), и лишь одиннадцать (0,6%) иными. Среди этих последних два неохристианских русских ("братцы", "трезвенники" - последователи проповедников И.А. Чурикова в Петербурге, И.Н. Колоскова и Д.Г. Григорьева в Москве), семь христианских латышских, одно католическое литовское, и одно общество трезвости Добрых храмовников "Благая весть" в Риге с неопределённой нами религиозной ориентацией. Таким образом, общества были преимущественно религиозными (95%), из них большая часть была православными (99,4%), и сельскими (74,5%), т. е. крестьянскими.

Приведённые данные говорят о том, что в трезвенном движении участвовала прежде всего передовая часть православного духовенства и крестьянства - основного "несущего" сословия страны, для которого последствия пьянства были неизмеримо тяжелее, чем для горожан.

Православно-крестьянский характер обществ трезвости был ещё более ярко выражен в Сибири. Здесь на 1 января 1911 г. насчитывалось 80 обществ трезвости, в т. ч. церковных или православных 78 (97,5%), гражданских или светских, два (2,5%); сельских обществ 71 (87,3%), городских 9 (12,7%).

Религиозные общества трезвости вели в основном религиозно-воспитательную и культурно-просветительную работу, светские общества - культурно-просветительную и научную. Православные общества возглавлялись приходскими священнослужителями - священниками и значительно реже - диаконами. (См. Рисунок 4.)

Рисунок 4. Основатель и руководитель в 1900-1910 гг. Свято-Никольского общества трезвости в фабричном с. Орехово, Покровского уезда, Владимирской губ., прот. Василий Матвеевич Рождественский. 51 1910 г.

Светскими обществами руководили, как правило, врачи, реже - правоведы, учителя, представители других интеллигентских профессий.

Целью участников движения было не только избавление от алкогольных бед, но и обретение достойного смысла жизни. В христианских обществах это была светлая жизнь по-Божески, по-христиански. Так, девиз устава Братства трезвости во имя святого великомученика Георгия Победоносца при Волчинской церкви Брестского уезда Гродненской губернии гласил: "За Христом со крестом, трезвым путём мы пойдём к свету, к Истине!" (См. Рисунок 5).

Рисунок 5. Выход крестного хода московского Варнавинского народного общества трезвости для встречи Почаевской иконы Божией Матери. 1913 г.

Чувства и идеалы православных трезвенников хорошо передаёт стихотворение "Гимн трезвости", написанное около 1901 г. бывшим пациентом Московской Лечебницы для алкоголиков (руководитель - доктор А. М. Коровин) Плотниковым (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)

Данный "Гимн трезвости" был положен на музыку и после исполнения на Первом Всероссийском съезде по борьбе с пьянством (декабрь 1909 - январь 1910 гг.) стал широко известен в трезвенных организациях России.(53)

В светских обществах трезвости сверхсмыслом было служение народу, Отечеству. Помимо этого эстонские, латышские общества работали во имя национального буржуазно-демократического возрождения, проводили большую культурную работу. У них были особенно широко распространены народные хоры, любительские драматические кружки и т. п.

Деятели обществ трезвости выступали за административные, экономические и культурные преобразованиям в рамках существующего строя. Например, в брошюре, выпущенной выборными (активистами, большинство из которых были рабочими) Всероссийского Александро-Невского братства трезвости, указывалось, что они смотрят на свою деятельность "не как на средство к политическим целям, а как на мирную, культурную работу". (54) Кроме того, православные и неоправославные трезвенники открыто выражали поддержку царю, уклонялись сами и предостерегали других от участия в революционном движении, как не приносящем, по их мнению, ничего, кроме бед. Так, 9 января 1905 г. в Петербурге неохристианский проповедник И. А. Чуриков не благословил своих последователей участвовать во всенародном шествии к Зимнему дворцу во главе с Гапоном, и трезвенники-чуриковцы не приняли участие в событиях "Кровавого воскресенья". (См. Рисунок 8.)

Рисунок 8. На беседе "братца" Иоанна Чурикова. Слева за кафедрой, с чёрной бородой, - И.А. Чуриков. Петербург, 1912 г.

11-15 июля 1914 г., в дни всеобщей забастовки в Петербурге, рабочие-члены петербургских православных Варгунинского и Серафимовского обществ трезвости вместо участия в забастовке совершили крестный ход в своём районе и пароходную паломническую поездку на остров Валаам.

В рассказе М. Горева "Социалист", помещённом в журнале Александро-Невского общества трезвости "Трезвая жизнь", молодой рабочий Семён, вступив в городе в общество трезвости, покончил с пьянством, улучшил материальное положение, зажил светлой, культурной жизнью. Но всё перечеркнул его уход к социалистам. За участие в организации забастовки Семён был уволен с завода и выслан в родную деревню. Обдумывая случившееся, он глубоко раскаивается.

Трезвенное движение 1880-х гг. - начала XX в. и его пик - 1907-1914 годы - были закономерным и необходимым этапом общественного развития.

Значительные результаты были достигнуты всего за семь лет, в 1907-1914 гг. Под влиянием народных действий общество и государство начали осознавать опасность алкоголизации и принимать действенные меры по её устранению. Это вело к постепенному духовному, физическому, хозяйственному и социальному оздоровлению России.

Начатая полезная, созидательная, мирная работа была прервана мировой империалистической войной и революцией 1917 г.

На этом дело трезвости не кончилось. На вызовы алкоголизации и разрушения общества новые поколения народов России - Советского Союза ответили трезвенными движениями и ограничительными антиалкогольными мерами советского периода. Движение существует и сегодня, хотя пока и неизмеримо менее широкое и влиятельное, чем в начале XX в. или в 1980-е гг. Действуют такие организации, как Союз борьбы за народную трезвость, Общероссийское общественное объединение "Организация Оптималист", Международная независимая организация трезвости, Всероссийское Иоанно-Предтеченское православное братство "Трезвение" и другие.

Общества трезвости в Российской империи

Первые общества трезвости стали появляться в России в середине XIX века, в конце 1850-х годов. Сохранились свидетельства о всенародном выступлении против алкоголизма. На сельских сходах крестьяне давали зарок не употреблять ни вина, ни водки. Трезвенники требовали закрытия кабаков, и порой доходило дело до погромов питейных заведений. Виноторговцы пошли на снижение цен, и начали распространять слухи, будто деньги, потраченные на вино, идут в счет выкупа из крепости, но крестьяне на обман не поддались. В итоге министр финансов, почувствовавший потери в казне, специальным указом запретил трезвеннические сходы.

Одно из обществ трезвости в России основал великий русский писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой в декабре 1887 года. Оно называлось «Согласие против пьянства». Задачи общества Толстой сформулировал в статье «Пора опомниться!» По его инициативе издательством «Посредник» была напечатана серия «Борьба с пьянством (алкоголизмом)», состоящая из написанных Л. Н. Толстым статей, материалов врачей, статистических данных о пьянстве, просветительской литературы и беллетристики. Всего в обществе состояло 744 человека, в том числе путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай . Позже его покинули 20 членов, среди которых был художник Илья Ефимович Репин . Из 724 оставшихся членов общества - 165 женщин и 559 мужчин в возрасте от 5 до 80 лет.

К 1914 году в России уже активно действовали 400 обществ трезвости, пропагандируя трезвый образ жизни.

Издавались плакаты, специальные календари и памятки, выпускались книги, журналы. Активисты обществ читали лекции, проводили конференции, был открыт противоалкогольный музей. Против алкогольной политики поднялась буквально вся русская интеллигенция. Царское правительство было вынуждено принять решение о введение «сухого закона» и торговля алкоголем была прекращена с 19 июля 1914 года. Были закрыты все винокуренные заводы, а склады с алкоголем опечатаны. За самогоноварение установили наказание - 5 лет тюрьмы и 1 год поражения в правах. Влияние трезвой жизни весьма быстро сказалось на улучшении жизни общества, здоровья людей, работы предприятий и порядка в городах деревнях.

Общества трезвости в СССР

Начатая в 1927 году активная деятельность Московского общества борьбы с алкоголизмом привела к созданию ячеек трезвости в ряде промышленных центров страны, а также в отдаленных районах государства. В 1928 году был создан Всесоюзный Совет Противоалкогольных Обществ СССР. Начали выпускать ряд трезвеннических журналов. Большое место в работе общества борьбы с алкоголизмом занимала разработка проектов постановлений правительства по ограничению торговли спиртными изделиями и мерах борьбы с алкоголизмом, вопросам антиалкогольного воспитания детей и подростков, подготовки квалифицированных кадров пропагандистов трезвого образа жизни, проведению антиалкогольных «недель» и «месячников», организации выставок, конкурсов, походов, клубов трезвости. Но в начале 30-х годов по инициативе ряда членов Политбюро ВКПб деятельность общества была свернута, закрыты все трезвеннические издания, а во второй половине 30-х были репрессированы многие из лидеров трезвеннического движения.

В 60-е годы - началось возрождение трезвенного движения; в 70-80-е годы - становление и развитие. В защиту трезвости выступили академик Фёдор Григорьевич Углов , возглавивший в 1988 году Союз борьбы за народную трезвость (СБНТ), и другие видные учёные.

16 мая 1985 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом», прозванный в народе «сухой закон ».

Общества трезвости в современной России

21 век - формирование добровольных сообществ трезвости во многих городах России и странах СНГ .

Трезвая Удмуртия

Трезвый Татарстан

Трезвая Москва

Трезвый Питер

Трезвый Барнаул

(Полный список указан на странице http://www.sbnt.ru/trezvo_links/)

Сообщества трезвости в других странах


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Общество трезвости" в других словарях:

    - «Казанское Общество Трезвости» … Википедия

    общество - , а, ср. 1. Совокупность людей, объединенных общими конкретно историческими условиями. ** Социалистическое общество. ◘ Изо дня в день, из часа в час куется новое, социалистическое общество (Киров). БАС, т. 5, 83. ** Развитое… … Толковый словарь языка Совдепии

    - … Википедия

    Дом Общества имени Михаила Качковского во Львове, на площади Галицкой, 7 / улице Валовой, 14 Общество имени Михаила Качковского галицко русское образовательное учреждение. Общество организовал в 1874 году Иван Григорьевич Наумович. Целями… … Википедия

    Дом Общества имени Михаила Качковского во Львове, на площади Галицкой, 7 / улице Валовой, 14 Общество имени Михаила Качковского галицко русское образовательное учреждение. Общество организовал в 1874 году Иван Григорьевич Наумович. Целями… … Википедия

    Дом Общества имени Михаила Качковского во Львове, на площади Галицкой, 7 / улице Валовой, 14 Общество имени Михаила Качковского галицко русское образовательное учреждение. Общество организовал в 1874 году Иван Григорьевич Наумович. Целями… … Википедия