Венская классика

Классицизм в музыке

«Как известно классицизм (от лат. слова «образцовый») — это художественный стиль в искусстве XVII — XVIII века. В его основе лежало утверждение всеобщего единого порядка, управляющего природой и жизнью, утверждение разумности бытия и гармоничности человеческой натуры. Свой эстетический идеал представители классицизма черпали в образцах античного искусства, почитая их высшей нормой классического совершенства. Эстетика классицизма, сформулированная в основных положениях «Поэтики» Аристотеля, выдвигает ряд строгих требований к художественному произведению: равновесие красоты и истинности, логической ясности замысла, стройности и законченности композиции, четкого разграничения жанров. …
Французские энциклопедисты (Дидро, Руссо, Даламбер) считали оперу жанром, в котором должно быть восстановлено существовавшее в античном театре и нарушенное в последующие эпохи единство искусств. Эта мысль легла в основу оперной реформы Кристофа Виллибальда Глюка, австрийского композитора XVIII века. Предреволюционная эпоха требовала искусства героического и монументального, воплощавшего большие гражданские идеалы. Новая классическая музыкальная трагедия, созданная Глюком, отвечала идеям просветительства и соответствовала характеру эпохи. Античные и средневековые сюжеты его опер, обращение к которым столь характерно для классицизма XVIII века, трактовались в клаcсицистском духе, проникнутом гражданскими идеями. …
В процессе кристаллизации классицистского стиля в инструментальной музыке особенно велика роль чешских музыкантов, создателей школы симфонизма, известной под названием «Мангеймской школы», а также одного из сыновей Баха Филлипа Эмануэля или «гамбургского» Баха.»

Венская классическая школа

«Творчеством всех этих музыкантов была подготовлена высшая стадия музыкального классицизма, получившая название Венской классической школы и связанная с именами Гайдна, Моцарта и Бетховена.
Это творческое направление сложилось в Австрии во второй половине XVIII века первой четверти XIX века. Яркая творческая индивидуальность каждого из композиторов определяла и выбор жанров, и общий характер музыки, и особенности муз. языка. Так в музыке Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, жанрово-бытовое начало; для Моцарта характерны лирико-драматические настроения; героический пафос борьбы, преодоления, победы отличают музыку Бетховена. Гайдн писал в разнообразных жанрах, но наиболее значимы в его творчестве оратории («Сотворение мира» и «Времена года») и инструментальная музыка. В творчестве Моцарта, обогатившего и инструментальную музыку, важнейшее место принадлежит опере. Бетховен, создавший единственную оперу «Фиделио», по природе своего дарования тяготел к инструментальной музыке. Однако, при неповторимом своеобразии этих композиторов обнаруживаются важнейшие общие черты, позволяющие причислять их к одному художественному направлению: оптимистичность, жизнеутверждающий характер музыки, ее гуманистическое направленность, народность, демократизм, реализм, позволяющий сочетать трагическое и комическое начало, эмоциональное и рациональное; стройность, ясность и совершенство формы; умение выражать самое сложное содержание простым и понятным языком.»
Ольга Городчанина «Классицизм в музыке»

 

Франц Йозеф Гайдн
Вольфганг Амадей Моцарт
Людвиг ван Бетховен

 

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика